Глоссарий

Настоящий глоссарий носит информационный характер и составлен на основе определений, содержащихся в нормативно-правовых актах РФ, либо в уже опубликованных изданиях. Источник публикации указан под размещенным определением. Мнение профессорско-преподавательского состава кафедры может не совпадать с предложенными дефинициями. Создавая данный раздел, мы приглашаем экспертов и профессионалов к открытому диалогу по выработке унифицированной терминологии в сфере территориального развития.
Выбрать:
Б
Большие данные

Большой (как правило, больше 100 GB) массив пространственных городских данных (о трафиках, транспорте и т.д.), который с течением времени продолжает увеличиваться в геометрической прогрессии

Брендинг территорий

Не коммерческий, а социальный проект, который измеряет не коммерческие успехи отдельных фирм, а влияние их успехов на развитие всего городского сообщества. Если продвижение интересов города осуществляется через продвижение бренда города, то в результаты маркетинга города добавляются «эмоциональные» составляющие ― создание впечатления о городе, рост доверия к городу, чувство симпатии к жителям города, уважение к их ценностям

Г
Градостроительное регулирование

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по упорядочению градостроительных отношений, возникающих в процессе градостроительной деятельности, осуществляемая посредством принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, утверждения и реализации документов территориального планирования, документации по планировке территории и правил землепользования и застройки

Градостроительное проектирование

Совокупность действий по подготовке документов территориального планирования (схем территориального планирования, генеральных планов городских округов и поселений), планов реализации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, включая градостроительные планы земельных участков в составе проектов межевания территории)

Генеральный план

Стратегия пространственного развития, определяющая направления развития города на 20-летнюю перспективу и обеспечивающая сбалансированное развитие территории и транспортной, социальной, инженерной инфраструктур

Городское планирование

(от англ. urban planning) — направление в проектировании и развитии городов, возникшее на стыке архитектуры, ландшафтной архитектуры, дизайна и социологии 

Городские проекты
Реализация инициатив, направленных на развитие и улучшение городской среды, частный случай городского планирования
Глубинная Россия
Собирательный образ населения малых городов и сельских поселений, удаленных от городов федерального значения и живущих своей, крайне разнообразной социальной и политической жизнью
Геокультурный брендинг

Проектно-сетевая деятельность, направленная на прикладное использование геокультуры территории (специфическая региональная идентичность, историко-культурное наследие, архетипические географические образы, локальные мифы и культурные ландшафты) в целях формирования и продвижения социально значимого и эффективного (аттрактивного) территориального образа

Городское (пространственное) сжатие

Уменьшение размера города, что означает снижение потенциального значения города в экономике и системе расселения

Городской рост

Процесс увеличения городского населения и преобразования четко определенных границ городской территории, заключающийся в изменении ― расширении ― ее пространственной структуры, на протяжении определенного периода времени

Глобализация

Развитие экономической и политической взаимозависимости стран и регионов до такого уровня, на котором становится возможной и необходимой постановка вопроса о создании единого мирового правового поля и мировых органов экономического и политического управления

Д
Джентрификация

Процесс редевелопмента целых районов, вследствие чего они переживают полную смену социального состава населения

Дизайн-код

Система взаимосвязанных и взаимодополняющих визуальных и символических атрибутов (выражений, изображений) идеи бренда города, выраженных в символических знаках, лозунгах, цветах, запахах, музыке и прочих образах. В более узком понимании – особая форма детального руководства по проектированию, набор письменных и графических правил, которые с точностью устанавливают двух- и трехмерные элементы дизайна конкретной разработки или области ― и то, как они соотносятся друг с другом, не устанавливая общего результата

Депопуляция

Процесс снижения плотности и количества населения города или иной территории с течением времени

Деиндустриализация

Сокращение общей численности занятого населения и перераспределение доли занятых между промышленным сектором и сферой услуг в пользу последней

Ж
«Жесткая» инфраструктура

Основа какой-либо территории, ее физический каркас, на котором базируется любая индустриальная модель. До XXI века к «жесткой» инфраструктуре относились только объекты физической инфраструктуры, которые влияли на качество и развитие важнейших составляющих города — аэропортов, портов, улично-дорожной сети, железнодорожной сети, а с появлением Интернета под «жесткой» инфраструктурой также стали понимать и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): в данном случае государство использует различные цифровые сервисы для повышения эффективности и производительности в экономике

И
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

(англ. ICT – information and communication technologies) инструмент жизнеобеспечения и совершенствования услуг и бизнес-процессов, служит для защиты персональных данных и защиты ключевых объектов городской инфраструктуры, снижения уровня преступности

Идентичность территории

Представление и восприятие самих жителей и в целом потребителей (туристов и пр.) территории на основе совокупности различных, в том числе уникальных, характеристик территории, сформированных благодаря культуре, традициям, географическому месторасположению, историческому контексту, символике и смыслам, присущим данной территории

Имидж территории

Представления о городе, формирующиеся за его пределами. Складывается на основе информации, поступающей из трех источников, ― одного «объективного» (характеристики территории, отражающие объективную действительность) и двух «субъективных» (личный опыт, личное представление о территории, с одной стороны, и чужие мнения, стереотипы и слухи о территории ― с другой)

К
Креативные индустрии

Виды деятельности, в основе которых которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которые могут создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности

Креативная экономика

Взаимодействие между существующей экономикой и креативными индустриями, в результате чего развивается новый креативный экономический сектор, основанный на интеллектуальных человеческих ресурсах

Качество жизни

Восприятие человеком, его самоопределение и положение в жизни в контексте культуры и его индивидуальных сформировавшихся ценностей, а также в рамках его ожиданий, целей, проблем и стандартов. Качество жизни понимается и измеряется многообразно, в зависимости от страны и сферы запроса (экономика, здравоохранение и т.д.); индикаторы качества жизни также определяются по-разному в соответствии с каждой конкретной методикой

Компактный город

Город, развивающийся по сценарию, противоположному городскому разрастанию. Такой город более энергоэффективен и меньше загрязняет окружающую среду, потому что жители компактного города могут жить ближе к магазинам и работе и могут ходить пешком, ездить на велосипеде или ездить транзитом. Некоторые эксперты утверждают, что он способствует более ориентированным на сообщество социальным моделям

М
«Мягкая» инфраструктура

Совокупность правовых норм и предписаний, создающих условия для формирования физической («жесткой») инфраструктуры, а также социальные и культурные особенности среды

Маркетинг территорий

Комплекс действий городского сообщества, направленных им на выявление и продвижение своих интересов для выполнения конкретных целей и задач социально-экономического развития города. В широком смысле это продвижение интересов города

П
Пространственное развитие

Совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития

Правила землепользования и застройки

Документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, <…> органов государственной власти городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений

Проект планировки территории
Градостроительную документация, разрабатываемая для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории
Продвижение территории

Один из этапов маркетинга территории, включающий в себя подбор инструментов маркетинговой коммуникации, определение индикаторов успеха, планирование мониторинга и оценки проекта, определение участников проекта, распределение функций и формирование проекта

Пространственные изменения

Непрерывный процесс трансформации городов во времени, включающий в себя социально-экономические изменения, эволюцию инфраструктуры переориентирование районов города на выполнение новых функций и ротацию слоев населения

Р
Ревитализация

«Оживление» территории или объекта, которые больше не функционируют, или создание зоны активности в “мертвых” городских пространствах

Реновация

Обновление жилого фонда и массирования компания по ликвидации домов первого периода промышленного домостроения, направленное на устранение накопленного дисбаланса развития городской среды и предотвращение появления аварийного жилищного фонда

Расползание городов

Неконтролируемый процесс расширения границ городской территории, которое может осуществляться как до пригородов, так и до других малых населенных пунктов в пределах агломерации или дальше

Региональная политика

Совокупность действий, направленных на грамотное использование и распределение ресурсов внутри территории региона, которые должны решать определенные задачи и поставленные цели органов государственной власти

С
Стратегическое планирование

Деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

Стратегический план развития города - в первую очередь, призван ответить на вопрос о внятных приоритетах развития города как потенциальной агломерации, понимаемой не как административное объединение, а как взаимовыгодное сотрудничество (Глазычев В.Л. Урбанистика. Часть 3)

Соучаствующее проектирование

Процесс проектирования с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон для совместного определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем и потребностей людей, совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта

Сжимающийся город

Город, где в течение длительного времени наблюдается существенная и устойчивая депопуляция, в то время как его пространственная структура и границы остаются неизменными

Т
Территориальное планирование

Планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения 

Территориальное развитие

Процесс освоения и обживания земель (территорий) с последующим совершенствованием структурно-функциональных характеристик хозяйства и одновременно — формирование территориальных общностей людей (социумов), имеющих общие интересы по воспроизводству природного и человеческого потенциалов, и других условий жизнедеятельности

Творческий квартал

Городская территория, которая аккумулирует в себе культурные объекты, творческие индустрии и бизнес, связанный с творчеством

Творческий кластер

Многозначное понятие, обозначающее сообщество людей творческих профессий; определенное место, стимулирующее их к творчеству и взаимодействию; среду, предлагающую разнообразие и свободу самовыражения; 4) сеть межличностных взаимодействий, способствующих личностному развитию и формированию творческой идентичности

Tone of Voice территории

То, что выражает идентичность территории, завоевывает лояльность целевых аудиторий, отражает желаемый образ территории (который должен быть достигнут при брендинге или ребрендинге территории)

У
Урбанистика

Наука о городском планировании, рассматривающая город как сложную развивающуюся систему.
В урбанистике есть три направления: 1) архитектурное, уделяющее основное внимание внешней стороне города, его композиционной структуре и оформлению; 2) инфраструктурное, изучающее проблемы городской инфраструктуры (транспортные сети и т.д.), его экономику, управление его развитием; 3) социологическое, рассматривающее социальные проблемы города, его удобство для горожан их вовлеченность в городское планирование

Устойчивое развитие территорий

Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений 

Урбанизация

Процесс переселения сельского населения в город по причине большего количества рабочих мест, получения более качественных медицинских, социальных и образовательных услуг, а также привлекательности продвинутой городской жизни (особенно для молодого поколения)

Умный город

Инновационный город, ориентированный на непрерывный преобразующий процесс, основанный на взаимодействии и сотрудничестве с заинтересованными сторонами, и создание различных типов человеческого, институционального и технического потенциала. В этой модели город способствует повышению качества жизни своих граждан путем социально-экономического развития и защита природных ресурсов среди других приоритетов, зафиксированных на местном уровне

Умное управление

Использование каких-либо сведений и информации (данных) для улучшения процесса принятия решений и лучших результатов, удовлетворяющих потребности жителей города

Умная среда

Городская среда, которая определяется осознанным подходом к природе, окружающей среде и экологии, который заключается, прежде всего, в устойчивости, т.е. способности выдерживать воздействие человека

Умная экономика

Новый вид экономической деятельности, подразумевающий использование инновационных продуктов, сервисов и моделей и ориентированный на продуктивность, гибкость и международное сотрудничество

Умная специализация региона

Методология выявления приоритетных направлений развития региона на основе анализа специфических особенностей отраслевой организации, системы базовых знаний и компетенций, накопленных в конкретном регионе, с вовлечением в процесс обсуждения участников региональной экономической системы, а также привлечением внешней экспертизы со стороны представителей других регионов и отраслевых экспертов

Ц
Цифровая трансформация

Развитие технологий от аналоговых электронных устройств к современным цифровым технологиям

Цифровой двойник

Прототип, цифровая модель города, с измерения и анализа, который возможно отслеживать и прогнозировать различные городские явления, показатели, изменения

Э
Экономика впечатлений (событийная экономика)

Обширная сфера деятельности, связанная с планированием, организацией и проведением знаковых культурных мероприятий. Одно из направлений брендинга города, в составе которого выделяются следующие типы событий: городские праздники, фестивали, выставки и салоны, деловые события, спортивные и экзотические события