TATLIN Plan #33 Музей железных дорог России

Тема: Архитектура
Год: 2019
Страниц: 112
ISSN: 460716180001000175
Язык: Русский

Музей железных дорог России у Балтийского вокзала в Петербурге, объединивший историческое здание железнодорожного депо, новый павильон, а также экспозицию под открытым небом, был спроектирован Никитой Явейном и его командой из архитектурного бюро «Студия 44». В первые же дни работы новый музей, в коллекции которого более ста объектов железнодорожной техники, побил все рекорды посещаемости и моментально завоевал славу одного из самых популярных технических музеев России. Теперь, спустя два года после открытия музея, можно с уверенностью говорить о том, что одна из основных причин столь громкого успеха напрямую связана с теми архитектурными и инженерными решениями, которые были предложены петербургскими архитекторами и конструкторами.

В номере

Идея движения

В 2017 году у Балтийского вокзала в Петербурге открылся Музей железных дорог России. Этот музейный комплекс, объединивший историческое здание железнодорожного депо, новый павильон, а также экспозицию под открытым небом, был спроектирован Никитой Явейном и его командой из архитектурного бюро «Студия 44». В первые же дни работы новый музей, в коллекции которого более ста объектов железнодорожной техники, побил все рекорды посещаемости и моментально завоевал славу одного из самых популярных технических музеев России. В жёстких рамках перенасыщенного городского пространства им удалось создать новую, открытую и свободную точку притяжения.

Текст: Даниил Ширяев

Идеология движения

Никита Явейн, архитектор, «Студия 44»:

«Основной формообразующий мотив возник исходя из геометрии железнодорожных путей, при которой локомотивы, вагоны и иные виды подвижного состава перемещаются с одного железнодорожного пути на другой при помощи стрелок, а также таких устройств, как железнодорожный поворотный круг (устройство, с помощью которого можно развернуть на 180° и поставить на нужный путь локомотив или вагон — прим. ред.) и трансбордер (устройство для передачи средств рельсового транспорта с одного пути на другой — прим. ред.) Другими словами, геометрия внутреннего пространства была определена теми же устройствами доставки и распределения, которые используются в системе движения поездов, курсирующих по Балтийской железной дороге. Практически все представленные в музее экспонаты (я говорю в первую очередь о локомотивах и вагонах) распределялись внутри музейного комплекса при помощи поворотного круга и железнодорожных стрелок, предельные углы которых жёстко прописаны в нормативах. Отсюда возникла не только соответствующая геометрия, но и вся идеология проекта, в основе которой — идея движения»

Транспортная доступность

Лев Герштейн, главный инженер проекта:

«Место для музейного комплекса было выбрано очень удачно. Музей находится не в чистом поле, а в центральной части города, рядом с действующим железнодорожным вокзалом. Благодаря такому соседству посетители музея естественным образом сталкиваются сразу со всей историей подвижного состава с момента возникновения в России железных дорог и вплоть до сегодняшнего дня. Мы прекрасно понимали, что такое расположение идеально отвечает задачам, связанным с транспортной доступностью музея (рядом с музеем расположен не только Балтийский вокзал, но и одноимённая станция метро, а также идущая вдоль Обводного канала оживлённая автомагистраль — прим. ред.). С другой стороны, при появлении здесь новой точки притяжения существовал риск перегрузить этот район. Тогда мы воспользовались тем пространственным ресурсом, который изначально существовал на выделенном под музей участке. Дело в том, что новый корпус музея расположен на довольно большой территории так называемого Гатчинского грузового двора Балтийского вокзала. Места здесь хватило не только на строительство самого музея, который расположился в глубине участка, но и на организацию вдоль бокового фасада Балтийского вокзала площади с парковкой, вокруг которой оказались сосредоточены здания, объединённые одной ведомственной принадлежностью. Я имею в виду не только сам вокзал и наш музей, но и центр дополнительного образования РЖД, и некоторые другие административные постройки»


Новая геометрия

Никита Явейн:

«И ортогональная планировочная сетка окружающей застройки, и форма этого вытянутого вдоль железной дороги участка, и соседство с историческим зданием, и необходимость обеспечить музей удобной системой доставки экспонатов — все эти очень разные факторы вынуждали нас искать возможность стыковки, казалось бы, несоединимых геометрий. Все наши решения, в том числе и изменяющийся конёк скатной кровли нового корпуса, и его уподобление соседнему историческому зданию, и наличие таких функциональных и в то же время формообразующих элементов, как трансбордер и поворотный круг, были приняты исходя из суммы всех этих условий. Как следствие удалось создать некую новую геометрию, которая, ко всему прочему, полностью соответствовала как утверждённым на этой территории градостроительным нормам, так и требованиям музея. Лично я доволен тем, что у нас получился не просто собирательный образ Октябрьской железной дороги, а музей, в котором представлены как подвижной состав, так и все элементы железнодорожной сети, включая платформы, трансбордер и всё тот же поворотный круг. Сочетание геометрии путей с градостроительной геометрией и дало тот необычный эффект, при котором пространство приобретает динамику, а у посетителей музея возникает ощущение какого-то бесконечного движения. Именно так, может быть, чувствует себя человек, который садится в вагон и отправляется в путешествие по железной дороге»

Инженерия

Лев Герштейн:

«Если же говорить об инженерных системах, то основная проблема заключалась в том, что новое здание было построено на месте грузового двора Балтийского вокзала. На этом участке никакого инженерного обеспечения просто не существовало. Поэтому нами были запроектированы все сети, начиная от водопровода и канализации и заканчивая теплоснабжением. При этом было принято решение о размещении основных сетей именно в старом корпусе. Далее перед нами встала очень сложная инженерная задача по формированию соответствующих коммуникационных каналов между реконструируемым зданием депо и новым блоком. В результате их удалось увязать между собой. Более того, в новом корпусе благодаря системам вентиляции и отопления нам удалось сформировать такой температурно-влажностный режим, который, с одной стороны, позволяет людям чувствовать себя комфортно, а с другой, обеспечивает сохранность экспонатов. Вопрос освещения был решён в том числе за счёт остекления. Оно понадобилось в первую очередь для того, чтобы люди не ощущали себя запертыми внутри какого-то замкнутого объёма, чтобы их окружала некая единая среда, визуально объединяющая внутреннюю и наружную экспозиции»

«Утро» в музее

Никита Явейн:

«Сейчас, образно говоря, этот прекрасный музей только начинает просыпаться. Его состояние я бы назвал «утренним». Насколько я понимаю, в планы музея входят значительное увеличение уличной части экспозиции, внедрение дополнительных мультимедийных аттракционов и много чего ещё. Могу сказать, что пока в полной мере не используется верхняя галерея, в которой нами предусмотрены специальные «островки», то есть обзорные площадки для размещения временных экспозиций и каких-то дополнительных мультимедийных аттракционов, в том числе железнодорожных симуляторов и тренажёров. Не в полной мере реализована идея, предполагающая осмотр локомотивов снизу. Тем интереснее будет наблюдать за развитием музея. Все необходимые для этого условия нами были изначально заложены. Я рассчитывал, что этот музей станет, прежде всего, семейным музеем. Так и произошло. И я очень рад, что он не выглядит ведомственным в самом скучном смысле этого слова. Это скорее технический музей, в котором интересно не только детям, но и их родителям. У меня с братом в детстве была небольшая немецкая железная дорога, которую подарил отец (Игорь Явейн (1903–1980) — архитектор, известный теоретик и практик транспортной архитектуры, по проектам которого в СССР было построено свыше 100 вокзалов и станций, в частности в Великом Новгороде, Курске и Юрмале — прим. ред.), и разумеется, мне бы хотелось, чтобы у посетителей петербургского железнодорожного музея при виде огромных паровозов, движущихся составов, мигающих семафоров возникало хорошо знакомое каждому ребёнку ощущение праздника»

Внутренний маршрут

Елена Михайлова, генеральный директор «Комбината музейно-выставочного искусства»:

«Экскурсионный маршрут начинается и заканчивается в старинном депо, где помимо выставочных помещений находятся кафе, магазин сувениров, лекторий, фонды и др. Для продолжения осмотра можно перейти в новый корпус по галереям-переходам в уровне первого и второго этажа. Соединённые переходами, два здания образуют единый комплекс, каждая из частей которого посвящена определённому периоду истории железной дороги.

Инсталляция «Стрелки времени» является ключевым объектом блока «Р», полностью отражая философию экспозиции, созданной «Комбинатом музейно-выставочного искусства». Она находится на месте исторического поворотного круга в здании веерного депо, по форме и содержанию символизируя этот круг. В центре зала расположен интерактивный стол, взаимодействуя с которым посетитель может выбрать время и место, переводя стрелки часов и железных дорог. Вниманию посетителя предлагаются разнообразные мультимедиа-рассказы, иллюстрирующие как самые ранние страницы истории железных дорог с рассказами о ключевых периодах, так и футуристические сюжеты ближайшего будущего.

Несколько уникальных витринных комплексов, также разработанных “Комбинатом музейно­выставочного искусства”, по своей форме неразрывно связаны с содержанием и тематикой экспозиционных зон. Напри­мер, рассказ об истории и технологии грузовых перевозок заключён в форму грузовой железнодорожной цистерны, сегменты которой наполнены моделями, мультимедиа-макетами и образцами грузов. Пассажирские перевозки представлены в витринах, выполненных в габаритах и форме сегментов пассажирского вагона»

Это может быть вам интересно