Cоциалистический город

Тема: Социалистический город
Год: 2021
Страниц: 172
ISSN: 2307-4485
Язык: Русский

Период «социалистического проекта» занял большую часть двадцатого века. Гигантские масштабы социальных экспериментов во многом сформировали облик современного города. Вторая половина ХХ века ознаменовалась небывалыми прежде объемами жилищного строительства, промышленными технологиями в домостроении и проектировании. Большинство из нас, современных горожан, живет в районах и домах, построенных при социализме.

В номере

Бинарная логика и социалистический город

На материале архивных документов рассмотрена дискуссия между последователями концепции «города-сада» по Говарду и сторонниками фордианского концепта «соцгорода». Дискуссия имела место в 20-х годах ХХ века и завершилась административным подавлением одной из сторон, что во многом определило дальнейшие пути развития социалистического градостроительства. В статье высказан тезис о том, что противоборствующие концепты вовсе не были антагонистами. Развитие архитектуры в последующие сто лет показало, что обе концепции успешно развиваются, дополняя друг друга.

Текст: Константин Лидин, Марк Меерович, Анастасия Малько

Введение

Великий философ античности, воспитатель Александра Македонского Аристотель сформулировал методологические основы западного мышления на много веков вперед. Менялись эпохи, идеологии и религии, но авторитет Аристотеля оставался непререкаемым. В «темные столетия» Средневековья отцы церкви называли его просто Философ, а в Новое время Аристотелева логика послужила базисом для научно-технических революций – от паровой машины до компьютерных сетей.

Один из базовых принципов Аристотелевой логики – принцип «исключенного третьего» – гласит: если две сущности порознь равны третьей, то они равны и между собой. Третьего не дано, сущности или равны, или не равны. Ноль либо единица, черное либо белое, благо либо зло.

Бинарность классической логики, этот мощный мыслительный инструмент, продолжает демонстрировать свою эффективность во многих областях – от абстрактных научных моделей до решения повседневных бытовых проблем. Он стал настолько привычным и постоянным элементом картины мира, что порой начинает выглядеть уже не как мыслительный прием, условность, а как неотъемлемое свойство самой реальности. Мы забываем, что реальность не делится на взаимоисключающие пары, – это мы создаем дихотомии. Причем создаем достаточно произвольно, в зависимости от текущей задачи. Можем противопоставить красное зеленому, а можем – спектральное ахроматическому (и тогда красное и зеленое окажутся в одном классе сущностей). Как захотим, так и поделим мир на пары. Сам же мир, в отличие от наших представлений о нем, един и непрерывен.

Дискуссии о наследии социалистической эпохи сильно тяготеют к бинарной, дихотомической логике (что и неудивительно, учитывая почтенную традицию). Был ли это период упадка, угнетения творческой мысли и забвения гуманистических принципов великого ХIХ века? Или же это была эпоха масштабных свершений, достижений, прорывных озарений и ярких личностей? Следует ли нам воспринимать идеи социалистической эпохи в качестве тяжелого груза, от которого необходимо последовательно избавляться? Или же это наследие – сокровищница идей и образов, реализованных лишь частично, и нам следует внимательно и почтительно изучать их, чтобы использовать в решении сегодняшних задач архитектуры и зодчества?

Однозначного ответа нет. Да и быть не может, потому что сама эта эпоха поразительно противоречива и никак не помещается между четкими и ясными полюсами бинарного подхода. Ярким примером, характеризующим эпоху социалистического города, может служить дискуссия о соотношении градостроительных идей «города-сада» и «соцгорода». На первый взгляд эти парадигмы выглядят взаимоисключающими противоположностями.

Рождение концептов

Концепция города-сада возникла на фоне стремительного развития промышленности Великобритании в самом конце ХIХ века. Именно тогда машинное производство достигло такой концентрации, при которой природные биоценозы оказались неспособны справляться с потоками загрязнений. Энергетика, основанная на угле, выбрасывала в воздух тысячи тонн сажи и ядовитых окислов. Сточные воды бесконтрольно сливались в природные водоемы (задача контроля над загрязнениями никому еще даже не приходила в голову). Почва пропитывалась кумулятивными ядами: медью, свинцом, оловом и цинком – и быстро становилась не просто бесплодной, но смертельно опасной для живущих на ней людей. «Промышленную столицу мира» – Лондон раз за разом поражали зловонные удушливые туманы, а «батюшка Темза» превратился в сточную канаву, рассадник холеры и тифа.

На этом фоне и возникла концепция города-сада – наполовину мечта, наполовину бизнес-проект рассредоточения производства до уровня, способного сосуществовать с природными системами. Эбенизер Говард поэтично рисовал, а затем с цифрами в руках доказывал жизнеспособность небольших городков при фабриках. Получалось нечто среднее между рабочим поселком и богатой деревней – с коллективными формами организации быта, с общественным управлением процессами градоустройства и повседневной эксплуатации поселений, с комфортабельными индивидуальными домами коттеджного типа для отдельной семьи, с персональными участками земли для разведения сада, огорода, домашней живности [Howard, 1902].

Почти одновременно с концепцией города-сада возникла другая, во многом противоположная (а во многом – очень сходная) парадигма поселений, привязанных к производственным мощностям. Генри Форд повел борьбу за лидерство на рынке массовых автомобилей за счет новых принципов организации. Не только производство машин «Форд Т» строилось вокруг конвейера и разделения технологического процесса на элементарные звенья. Весь образ жизни рабочих и инженеров подчинялся тем же принципам. Питание строилось на «быстрых» технологиях полупродуктов и готовых стандартизированных блюд. Жилье возводилось стандартное, гигиеничное, с оптимальным соотношением комфорта и экономности. Строго контролировался образ жизни: было ограничено употребление алкоголя, совсем запрещены азартные игры и уклонение от социальных выплат (например, алиментов). Небывалый уровень заработной платы в пять долларов в день (что примерно равно 120 современным долларам), сорокачасовая рабочая неделя, бонусы и корпоративные пенсии заставляли квалифицированных рабочих мириться с вмешательством администрации в их личную жизнь [Grandin, 2010].

После окончания Гражданской войны в СССР на повестке дня стояли вопросы масштабной застройки и восстановления жилого фонда страны. Значительное число авторитетных архитекторов горячо поддерживали концепцию города-сада.

Архитекторы видели в этой концепции прообраз поселений коммунистического будущего – с общественной собственностью на землю и государственным финансированием возведения жилища и инфраструктуры, лишенным стремления к получению прибыли. С этих сторон идея поселков-садов для рабочих той или иной фабрики или завода, трансформировавшаяся в сторону государственного финансирования и бесплатного выделения национализированной земли под застройку, рассматривалась в трудах архитекторов старшего поколения, начавших сотрудничать с большевиками: Г. Бархина, Б. Великовского, И. Верезубова, Е. Виленц-Горовиц, Л. Воронина, Я. Гевирца, И. Гельмана, А. Глазырина, И. Диканского, В. Иванова, В. Карповича, П. Кожаного, В. Мачинского, М. Петрова, П. Прейса, С. Семенова, З. Френкеля, Д. Шейниса и др. [Меерович, 2017].

Российские архитекторы, гражданские инженеры, гигиенисты, экономисты – все, кого объединяла идея го-рода-сада, – стремились в новых политических условиях реализовать наиболее привлекательные и прогрессивные на тот момент принципы планировки города-сада: живописность трассировки улиц с учетом ландшафта; эстетическую привлекательность среды обитания; комплексное формирование застройки; создание полноценной инженерной инфраструктуры и озеленения; формирование выразительной объемно-пространственной и художественной композиции: единое решение системы общественных пространств: улиц, кварталов, площадей, поселения в целом и т. д.

Однако совершенно неожиданно эта позиция встретила жесткое сопротивление со стороны государственных структур. Первый раунд борьбы за изгнание «идентичности» и «духов места» из советского архитектурно-градостроительного проектирования развернулся в середине 1922 г., когда дореволюционный подход к архитектур-но-планировочному обустройству поселений столкнулся с позицией Главного управления коммунального хозяйства НКВД (ГУКХ НКВД), которое активно претендовало в этот период на роль основного государственного субъекта проектирования и управления поселениями.

Поводом для прямого столкновения сторонников переноса концепции города-сада на советскую почву с противниками применения традиционных подходов к планировке поселений явилось заседание по возрождению в Советской России общества городов-садов, собранное по инициативе апологетов этой доктрины. Заседание проходило 30 июня 1922 г. в Москве на совершенно законных основаниях и даже под «патронажем» представителей новой власти: председателем заседания был заместитель народного комиссара здравоохранения З. П. Соловьев [Шлиосберг, 1923]. На нем сторонники идеи городов-садов говорили о необходимости развивать то позитивное, что выработала предшествовавшая мировая практика градостроительной деятельности. А их противники утверждали, что проектный подход, характерный для идеи города-сада, основанный на учете особенностей места, категорически неприменим в советских условиях. Прежде всего из-за его социального содержания – участия гражданского сообщества в принятии архитектурно- планировочных решений, которое, собственно, и обеспечивало учет и проектное воплощение традиций, обычаев, обрядов, культурных ценностей в результате самодеятельности населения.

Непосредственно на заседании и позднее, на страницах периодических изданий, представители органов, осуществлявших государственную градостроительную и жилищную политику (в частности, ГУКХ НКВД), высказывали принципиальное несогласие с направленностью инициатив на возведение городов-садов на основе «соучаствующего проектирования» (если использовать современные термины). Они утверждали, что социализм должен сознательно и целеустремленно формировать поселения совершенно иного, «некапиталистического» типа. Эти поселения должны базироваться не на учете каких-то мистических – культурно-исторических, эмоционально-чувственных, ментально-событийных, природно-энергетических и прочих особенностях места, а на государственных механизмах «индустриально-производственного обустройства среды обитания трудящих-ся масс».

Подход к проектированию рабочих поселений, принятый на вооружение Генри Фордом, кроме очевидных выгод концентрации производства, приносил еще целый ряд экономических преимуществ. Регулярная планировочная схема (с укрупненным строительным кварталом) позволяла сокращать: общую протяженность проездов; число проездов с односторонней ориентацией застройки; протяженность инженерных сетей (водных и канализационных), что в совокупности, приводило к снижению расходов на благоустройство и инженерное оборудование территории, а в целом – к уменьшению общих затрат на строительство поселений. Установка на экономию денег также диктовала сокращение числа скверов, объезды вокруг которых увеличивали протяженность улиц.


Точка бифуркации: концепция соцгорода против доктрины города-сада

Переломным моментом в затяжной (почти десятилетней) борьбе архитекторов за возможность выражать в своих проектах советских рабочих поселков идеи города-сада стало принятие Инструкции НКВД No 184 (28 мая 1928 г.), диктовавшей правила, по которым впредь должны проектироваться все без исключения советские города и рабочие поселки [Бюллетень НКВД, 1928].

Эта Инструкция была последним из советских градостроительных документов, который, в нормативной форме содержал одновременно и концептуально-теоретические представления, генетически вытекавшие из идеи города-сада (условно назовем их «нормативы города-сада»), и фордианские представления о поселениях нового типа – соцгородах и соцпоселках (условно назовем их «нормативы соцгорода»). Эти нормативы представляли собой две совершенно разные по содержанию и идеологической направленности группы требований.

Сосуществование в одном нормативном документе диаметрально противоположных друг другу «нормативов города-сада» и «нормативов соцгорода» выглядит парадоксально. Инструкция, в той части, которая была сформирована на основе доктрины города-сада, предлагала обязательную программу широкого предпроектного изучения специфических характеристик, присущих лишь данному месту: культурных – изучение «памятников старины, искусства, и природы»; ландшафтно-географических – влияние на устройство города его топографического расположения, геологии, гидрографии и орографии окружающей местности; природно-климатических – влияние на планировку поселения климата и растительного мира; исторических – сведений об особенностях предшествовавшего пространственного развития города, вытекавших из истории его возникновения и развития в культурном, экономическом и административном отношениях; фактических данных, выявляющих благополучие / неблагополучие города в целом и по отдельным его районам и кварталам в отношении заболеваемости и смертности; эпидемий, их частоты и продолжительности; характера общественно-политической жизни и т. п.

Именно результаты предпроектного анализа должны были задавать специфическую основу разработки задания для проектирования планировочной схемы и типов застройки каждого конкретного поселения. Причем подчеркивалось, что «разработка основных заданий для проекта планировки (города или поселка) является задачей чрезвычайно важной и ответственной, так как лишь при правильно поставленном задании может быть правильное разрешение проблем переустройства и будущего развития города (поселка)» [Меерович, 2008].

Ориентация на индивидуальный характер обследования каждого конкретного места строительства и устремленность на индивидуальность разработки задания на проектирование, предписываемая «нормативами города-сада», проявлялись также и в предусмотренной Инструкцией определении конкретного списка позиций программы обследования, который наиболее полно соответствовал бы особенностям конкретного места. Инструкция предоставляла возможность организациям, осуществлявшим изучение города, самостоятельно разрабатывать собственные программы обследований в соответствии со спецификой конкретного поселения: «...в зависимости от обширности города и сложности входящих в состав последнего сооружений... на месте разрабатывается детальная программа изучения, в ко-торой может быть изменена последовательность статей, отдельные части основной программы должны получить сообразное обстоятельствам дела развитие, а некоторые пункты, как не имеющие существенного значения для данного города, могут вовсе отпасть» [Бюллетень НКВД, 1928, с. 404].

«Нормативы города-сада», будучи генетически связанными с говардовской идеей общественного самоуправления поселением, основывались на широком привлечении общественности к работам по изучению городов и поселков, рассматривали ее как главного «субъекта» управления развитием города, выявления духа места, формирования идентичности поселения. Это было впрямую зафиксировано в Инструкции: «кроме технического аппарата, по возможности, привлекаются широкие массы трудящегося населения города или поселка через секции совета, общества краеведения и другие научные и общественные учреждения» [Бюллетень НКВД, 1928, с. 403].

Диаметрально противоположный смысл несли «нормативы соцгорода». Они противостояли «нормативам города-сада» в том, что были принципиально безразличны к «духу места», нейтральны ко всем особенностям территории будущего города, кроме технических (геологические условия, климатические характеристики и проч.). Даже по отношению к такой традиционно важной для градостроительного проектирования характеристике, как рельеф, они оказывались нейтральными, потому что площадка для возведения будущего промышленного комплекса и привязанной к нему селитьбы изначально – еще на предварительной стадии выбора места для будущего строительства – подбиралась максимально ровной, как это было законодательно предписано еще в декабре 1927 г. Постановлением Экономического совещания (ЭКОСО) РСФСР «Об утверждении строительных правил и норм для постройки жилых домов в поселках на территории РСФСР» [Лидин, 2016].

В этот период в советской градостроительной теории (и, соответственно, в нормировании) боролись представители этих двух антагонистических градостроительных концептов. Сегодня трудно определить, чего больше было в этой борьбе – реального столкновения несовместимых концепций или личных амбиций и стремления к власти ведущих архитекторов. Однако в итоге верх одерживал концепт соцгорода. Именно он активно разрабатывался, законодательно оформлялся и принудительно вводился органами государственной власти в повседневную практику проектирования. Второй (идея города-сада) пока еще продолжал существовать, но все более активно критиковался, идеологически отвергался и постепенно вытеснялся из градостроительной концептуально-теоретической и проектной действительности.

Концепция социалистического расселения, интеллектуально обеспечившая «великий поворот к индустриализации», утверждала ценность строительства новых городов как мест, свободных от пережитков прошлого и тем самым благоприятных для формирования новых – подлинно «социалистических» поселений. Она утверждала принципы «искусственно-технической» организации процессов функционирования населенных мест. Быт, труд, отдых должны быть организованы целенаправленно, на основе научных знаний и расчетов так, чтобы исключить неконтролируемые процессы деятельности и жизни. Концепция социалистического расселения базировалась на идее тотального планового распределения минимума социальных благ и предметов жизнеобеспечения.

Концепция соцрасселения предписывала формировать соцгорода-новостройки как места сосредоточения пролетариата («классовые пролетарские центры») за счет расположения их подле промышленных предприятий или в центрах сельскохозяйственных округов с обязательным административным подчинением им проживавшего на прилегающих территориях крестьянского населения. Концепция требовала осуществлять реформирование нового административно-территориальное деления так, чтобы обеспечивать: для крупных районов – сосредоточение промышленности, технических культур, путей сообщения (железнодорожного, водного и авто-транспорта), а также конкретную заранее рассчитанную численность населения и его и национального состава; для мелких районов – тяготение населения «к существовавшим ранее или образовавшимся после Октябрьской революции центрам распределительной системы» (т. е. «местам сдачи продуктов местного хозяйства и пунктам товарообмена или распределения»).

Концепция соцрасселения предписывала соцгородам их основное предназначение – быть центром промышленного производства, требовала обеспечить рациональную взаимную увязку в расположении промышленных объектов, располагавшихся на территории соцгорода.

Заключение

Сегодня, по прошествии ста лет со времени тех бурных и драматичных дискуссий, мы по-прежнему не можем однозначно решить, какая же из градостроительных концепций оказалась более плодотворной. С одной стороны, города-сады, построенные по принципам Э. Говарда, существуют до сих пор во многих странах. Разумеется, с годами первоначальная концепция заметно модернизировалась, в некоторых случаях были утрачены принципиальные элементы (например, многие современные города-сады вовсе не привязаны к производствам, а представляют собой спальные пригородные микрорайоны или фрагменты, встроенные в городскую структуру) [Лидин, 2016]. Единственный город, построенный на принципах фордизма еще при жизни самого Генри Форда (Фордленд, Бразилия), не просуществовал и десяти лет. Он оказался настолько дискомфортным, что бразильцы, работающие на плантациях гевеи, отказались в нем жить – вплоть до столкновений с полицией. Проект провалился, принеся убытки на 20 миллионов долларов (в сегодняшних ценах – около полумиллиарда).

Тем не менее фордианские принципы стандартизованной застройки, игнорирующей историю, географию и даже геологию места, продолжают жить и побеждать. Кристаллическая прямоугольная сетка из стандартных зданий – так сегодня выглядят многие (большинство) районы крупного города в любой части света. Выгоды концентрации производства и проживания продолжают одерживать верх над «гениями мест». Население всего мира переселяется не просто в города, а в крупные города, которые становятся все крупнее. Процесс возникновения и опережающего роста мегаполисов и мегалополисов захватил Азию и перекинулся на Африку.

Возможно, главный урок, который демонстрирует нам история борьбы концепций города-сада и соцгорода на заре социалистической эпохи, заключается не в победе одного из концептов. Может быть, генеральный путь развития градостроительства в текущем веке будет опираться на иную, не бинарную логику, на такую картину мира, в которой есть место многим другим цветам и оттенкам, кроме черного и белого.

Когда хулиганство и социалистический город становятся единым целым

В западной части Балкан все еще можно найти множество примеров укрупнения городов, которое происходило в эпоху социалистической Югославии. Историки архитектуры и критики вновь проявляют интерес к архитектуре Югославии в период с 1948 по 1980 год. Однако, что более примечательно, мы находим образы бывших социалистических городских утопий в современных музыкальных клипах, особенно в рэп-клипах, где они служат фоном для необычного сочетания насилия, наркотиков, секса, религии и танца. Каким-то неожиданным образом грубая красота брутализма в Новом Белграде и модернизма «Сплита-3» переходит от его социалистических идеологических истоков к современной молодежной культуре.

Текст: Франк ван дер Хувен, Милена Ивкович

Неприсоединившийся социализм

Во второй половине XX века Югославия под руководством Тито провозгласила себя сначала федеративной народной республикой (в 1946 году), а затем, в 1963 году, вскоре после того как было основано Движение не-присоединения совместно с такими главами государств, как Неру (Индия), Нкрума (Гана), Сукарно (Индонезия) и Насер (Египет), социалистической федеративной республикой (Miskovic, Fischer-Tiný & Boskovska, 2014).

Тем самым Югославия выбрала курс, независимый как от Запада, так и от Востока. Она вступила в отношения с Югом, которые критики часто упускают из виду в нынешнем дискурсе о колониализме. Помимо того взаимовлияния между Севером и Югом, что основывалось на британо-французском позднем колониализме или американском империализме, существовало и другое. Югославские инженеры и архитекторы пользовались уникальным положением своей страны. Их работы отражают влияние капиталистического Запада, коммунистического Востока и опыт проектирования в Африке и на Ближнем Востоке: в таких странах, как Нигерия, Замбия, Уганда, Зимбабве, Габон, Гана, Эфиопия, Ирак и Кувейт.

Эксперты отмечают высокое качество и разнообразие архитектурных работ в бывшей Югославии, которые были достигнуты благодаря проведению архитектурных конкурсов. Так, преобладание брутализма отражало текущие тенденции в Швеции, Великобритании и США. Однако если говорить о градостроительстве, Югославия была ближе к Востоку, чем к Западу. В стране не произошло разрастания с низкой плотностью населения, которое стало символом для Соединенных Штатов. Крупные градостроительные проекты, такие как «Новый Белград» (Нови Београд) и «Сплит-3» (Split 3), являются классическими примерами проектов коллективного массового жилья с чертами, которые обычно ассоциируются с социалистическим городом.

МОМА

В конце 1940-х годов правительство Югославии начало освоение болот на противоположном от Белграда берегу реки Савы (Kulić, 2013). Эта равнинная местность превратилась в tabula rasa, на которой затем возник спланированный и функционально разделенный город с огромными бульварами и ортогональной сеткой больших жилых кварталов. Новый Белград стал перевернутым изображением старого города, построенного на холме, с его смесью улиц и зданий времен Османской империи и монархической Югославии начала XX века.

Другие градостроительные вмешательства последовали в небольших городах, таких как Тусла, или в более известных городах, таких как Загреб и Сараево.

Градостроительный проект «Сплит 3» в городе Сплит на Адриатическом побережье был одним из последних крупномасштабных вмешательств в Югославии (Božić, 2003).

Проекты «Новый Белград» и «Сплит 3» были широко представлены в 2018 году на грандиозной выставке в Нью-Йоркском музее современного искусства (MOMA). Эта выставка – верный признак возобновления интереса к наследию архитектуры и градостроительства эпохи Тито (см. «К конкретной утопии: архитектура в Югославии, 1948–1980 годы») (Stierli, Stephanie, Kulić & Tamara, 2018). Кураторы Мартино Стирли, Владимир Кулич и Анна Кац определили окончание этого периода 1980 годом – годом смерти Тито. Распад Югославии длился гораздо дольше и достиг своей кульминации в гражданской войне в Боснии с осадой Сараево, где в 1992 году сгорели башни-близнецы «Момо» и «Узеир» по проекту Ивана Штрауса.


Постсоциализм

Прошло уже три десятилетия. Новое поколение выросло в постсоциалистической новой реальности государств – преемников Югославии – Хорватии, Боснии и Герцеговины и Сербии, подвергшихся воздействию обновленной националистической риторики и религиозного возрождения и столкнувшихся с мучительным и медленным процессом интеграции в Европейский Союз. Для этого поколения районы социалистических времен – это данность, оторванная от идеологических корней коллективизма и антиклерикализма. В этом новом контексте социалистическое наследие Нового Белграда (Сербия) и Сплита (Хорватия) стало появляться в социальных сетях, в музыкальных клипах и особенно в рэп-видео. Эта тенденция затронула даже многоэтажные дома в небольших городах, таких как Тусла (Босния).

В случае Нового Белграда на первый взгляд это может показаться очевидным. В этом районе монументальные здания бруталистов, такие как башня Genex, так называемые лестницы и здание телевидения (Televizorke), представляют собой привлекательное место для съемок. Похоже, что местная эстетика легко сочетается с жанром «гангста-рэп из гетто». На самом деле Новый Белград – далеко не захудалый район. Дела его идут хорошо. Он стал центральным деловым районом столицы Сербии и быстро развивается.

Случай со Сплитом-3 кажется еще большей загадкой. Вступив в ЕС, Хорватия никогда не сталкивалась с такими серьезными экономическими санкциями, как Сербия. В результате уровень обслуживания жилых домов социалистического периода намного выше, чем в Новом Белграде. Чистый городской образ эстетично снятых многоквартирных домов в гангстерском рэп-видео, кажется, выступает в роли композиции. Однако Сплит-3 не представляет собой суровую среду, которая могла бы объяснить бескомпромиссное отношение артистов. Хулиганство и социалистический город сливаются в одну постидеологическую композицию.

Когда форма и смысл могут так плавно переходить от неприсоединившегося антиклерикального социализма к националистическому религиозному хулиганству, возникает острая необходимость в переосмыслении того, как обращаться с идеологией и наследием архитектуры и градостроительства. Чтобы прояснить этот вопрос, мы представляем четыре раскадровки хорватских, боснийских и сербских рэп-видео от Grše, Surreal, Bombe Devedesetih и King Mire, в которых описывается суровая жизнь, но в то же время прекрасно представляются эстетические качества окрестностей.

GRŠE – «Badr Hari»

«Сплит-3 принадлежит мне!» – эта фраза лучше всего описывает то, как хорватский рэп-исполнитель Grše использует модернистскую социалистическую среду в своем музыкальном видео. Другой термин, который хорошо отображает этот стилистический подход к жизни среди зданий, – «грубый». Грубый, громоздкий рэп о насилии как идентичности, использующий все атрибуты, которые принадлежат этому направлению: оружие, машины, злые собаки и банды, а также грозные обращения в адрес любого, кто хотел бы ступить на «территорию» Grše. «Кто знает – знает», – говорит Grše, считая себя единственным человеком, знающим настоящую жизнь в гетто, в то время как идентификация со знаменитым боксером Бадром Хари (в названии песни) служит для того, чтобы показать, что значит быть «настоящим бойцом».

«Rat i slava» – война и слава – еще одна метафора, используемая для изображения единственной жизни, которую знает Grše, жизни, которая возможна только в таком районе.

«Мои люди – животные», – утверждает Grše, потому что они живут в замкнутом, похожем на джунгли мире с правилами, подобными закону джунглей. «Уважайте мой район и попробуйте жизнь в нем» (Blockstar Digital, 2019).

SURREAL – «Seks, Zdravlje i Pravoslavlje»

Surreal утверждает, что главными в жизни являются «секс, здоровье и православная религия». Высотная бетонная среда Нового Белграда, ловушка, в которой рэпер Surreal «выживает» вместе со своей командой верных друзей, служит фоном для истории о том, как он «побывал там, сделал это и теперь принимает новую жизнь». Surreal повествует, как ему удается найти лекарство от своих «прошлых поступков», принимая сочетание традиционных религиозных верований, православной иконографии святых мучеников, чистоты и братства как способ оставаться в здравом уме в жестокой и конфликтной среде (мы часто видим изображения полицейских, полуразрушенных домов, усталых людей и уничтоженной природы). Как и во многих других подобных поэтических произведениях рэп-культуры, Surreal нападает на всех из «группы противников», отвергая их как фальшивки и восхваляя свою формулу «секс, здоровье и православие» как правильный кодекс поведения в таком городе, как Новый Белград (Bassivity Digital, 2020).

BOMBE DEVEDESETIH – «Daga Daga»

Bombe Devedesetih (буквально: бомбы 1990-х) прославляет ошеломляющий гедонизм, усиленный наркотиками, среди огромной, бесчеловечной инфраструктуры и жилых домов Нового Белграда. Хотя большая часть видео изображает трех молодых рэперов, повествующих нам о том, как нужно проводить вечеринки в городе (с провокационными полуобнаженными молодыми танцовщицами, странно одетыми тусовщиками и другой ночной публикой), мелькающие мрачные зимние пейзажи Нового Белграда вспыхивают между этими красочными изображениями экстаза и бегства от жизни.

«Каждый день – одно и то же. Каждый день – самоубийство. Каждый день – мой день рождения, и каждый день я его отмечаю, каждый день – это скорость, которую я выбираю» – одна из самых ярких строк лирики. Наконец, песня заканчивается чем-то, что похоже на шум выстрела (daga daga) или просто имеет сходство с другим танцевальным битом (Bombe Devedesetih, 2018).

KING MIRE ft EDO MAAJKA, FRENKIE, BRCKOBEATZ & STAY POSITIVE – «Imamo Problem»

King Mire и его друзья-рэперы описывают кварталы в небольших второстепенных городах Боснии и Герцеговины, в которых они выросли. Несмотря на меньшие масштабы, чем в Новом Белграде или Сплите-3, серые бетонные блоки на заднем плане создают то же ощущение монотонности и серости. В своих текстах рэперы иллюстрируют безумие и абсурдность той повседневной жизни, которую они знают, где насилие и бедность зачастую являются доминантами. Рэперы придерживаются своей философии «отказа», не принимая «новые оптимистические времена в старых, ветхих кварталах», и вместо этого предпочитают изображать свой мир реалистично и честно. Перевод названия видео – «У нас проблема» – показывает, что жизнь в этом районе небезопасна, и без поддержки тесной группы единомышленников, к которой вы принадлежите и которой доверяете, все внезапно может обернуться против вас (FMJAM, 2015).

Это может быть вам интересно