Подросток в мегаполисе

Год: 2020
Страниц: 112
ISSN: 2542-0003
Язык: Русский

Сегодня взросление человека проходит в основном в урбанизированных средах. Поэтому всегда актуален вопрос о взаимоотношениях городского детского сообщества — и особенно подростков как отдельной группы — с пространством, в котором они живут. Для подростков город является местом встреч и досуга, играет важную роль в их взрослении и социализации. В последние годы особенно активно обсуждается вопрос о возможности комфортного города, который был бы дружелюбен к детям. С этим связан целый спектр тем: безопасность в городской среде, подростковая маргинализация, независимая мобильность и многие другие.

В номере

Гулять или не гулять? Как современные родители организуют независимую мобильность детей

В статье обсуждается роль независимой мобильности в психологическом развитии детей и ее вклад в физическое и психологическое благополучие школьников через физическую нагрузку, развитие когнитивных, социальных и других навыков, повышение психологической устойчивости, поддержание отношений и совместную деятельность со сверстниками. Обсуждается понятие «родительских лицензий» на детскую независимую мобильность, процесс их получения детьми и образ «безаварийных перемещений», которые обычно являются допуском к получению лицензии следующего уровня. <…>

Текст: Александра Бочавер, Катерина Поливанова, Ксения Павленко

Введение

Детская независимая мобильность (independent mobility of children), понимаемая как свобода детей до 18 лет играть на свежем воздухе и перемещаться по окрестностям без сопровождения взрослых, является предметом исследований в урбанистике, географии, психологии среды, социологии. Она становится пунктом междисциплинарной встречи исследователей городской среды, безопасности дорожного движения, поведения горожан, взросления, детско-родительских отношений и др. Возможности ребенка самостоятельно ходить в школу, посещать близлежащие парки, чтобы поиграть или встретиться с друзьями, совершать покупки без взрослых могут рассматриваться как отражение различных практик, характерных для его семьи, района и сообщества.

Начало самостоятельных детских перемещений обычно приходится на возраст 8–13 лет и нередко совпадает с поступлением в начальную или переходом в среднюю школу. Часто они включают в себя не только пешие передвижения, но и езду на велосипеде, самокате, роликах и скейтборде, а также использование общественного транспорта [Fyhri A. et al., 2011].

Независимые перемещения как источник детского благополучия

Детские перемещения, например пешие прогулки без специальной цели, играют важную роль в развитии различных навыков ребенка и его благополучии. Многие исследования показывают, что самостоятельные перемещения позитивно влияют на физическое здоровье ребенка (как краткосрочно, так и в долгосрочной перспективе), позволяют приобретать важнейшие практические и социальные навыки (навигация, поиск новых мест, ориентировка в социальной ситуации и распознавание опасности и риска, выполнение небольших социальных практик — покупок и т.п.), способствуют когнитивному и эмоциональному развитию, повышают устойчивость (resilience), позволяют больше общаться с друзьями и получать с ними общие впечатления по сравнению с детьми, не гуляющими самостоятельно и переживающими одиночество [American Academy of Pediatrics, 2007; Shaw et al., 2015; Pacilli et al., 2013; Fyhri et al., 2011; Alparone, Pacilli, 2012; Kyttä, 2004]. Уличный досуг предоставляет невероятное множество возможностей для взаимодействия с ландшафтом и приобретения всевозможных навыков [Осорина, 2019].

Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям по крайней мере 1 час в день заниматься физической активностью [Ayllón et al., 2019]. Дети, играющие на улице и передвигающиеся без присмотра взрослых, естественным образом получают необходимую физическую нагрузку [Bhosale, 2015]. Передвижения способствуют поддержанию здорового веса и психо-социальному благополучию детей и подростков [Schoeppe et al., 2015]. Нахождение на открытом воздухе и субъективная связь с природой снижают риск психосоматических симптомов у подростков [Piccininni et al., 2018].

Основные занятия, которые дети называют, описывая свои перемещения по району, — это активные игры, общение и потребление пищи. Они часто совмещаются и происходят во дворах, на игровых площадках, в парках, полях и других местах, аффордансы которых отличаются от тех, что предлагает домашнее пространство. Природные среды (пляж, лес) в этом смысле уникальны — их посещение особенно активно сопровождается игровой деятельностью с воображаемыми ситуациями и разведкой территории, однако они нечасто доступны [Egli et al., 2019; Castonguay, Jutras, 2009]. Внедомашнее пространство содержит множество аттракторов, а также позволяет избежать некоторых проблем дома [Бочавер, Резниченко, 2018]. Подростки описывают множество аффордансов, предлагаемых центром города, школой и районом в контексте удовлетворения двух основных потребностей — в социальном взаимодействии (например, «быть свободным от ожиданий семьи», «шуметь», «быть с близкими друзьями», «иметь свободу выражения») и в уединении (например, «быть одному», «избегать людей», «быть умиротворенным», «быть свободным от ожиданий друзей») [Clark, Uzzell, 2002]. У многих детей есть любимые места вне дома — такие, которые позволяют почувствовать защищенность и возможность контролировать происходящее, предоставляют личное пространство, удовлетворяют потребность в уединении; там можно спрятаться от требований социума, отдохнуть, расслабиться, обдумать жизненные события, стать сильнее и поддержать свою идентичность [Korpela et al., 2002; Sobel, 1990]. Выездные образовательные программы для подростков и молодежи, про водящиеся на природе, позволяют участникам повысить самоэффективность, осознанность и субъективное благополучие [Mutz, Müller, 2016].


Лицензия на независимую мобильность

Понятие родительской лицензии на независимые перемещения ввели М. Хиллман и коллеги [Hillman et al., 1990]. Родительская лицензия подразумевает оценку родителями зрелости и самостоятельности своего ребенка, необходимых для разрешения трудных ситуаций за пре-делами дома, за которой следует допуск ребенка к независимым перемещениям. По мере взросления ребенка и в случае «безаварийной мобильности» проходит «переаттестация», после которой степень дозволенной родителями свободы ребенка обычно возрастает [Глазков, 2016].

Согласно исследованию 1996 года, проведенному на выборке в 1729 домохозяйствах с деть-ми в возрасте от 12 до 18 лет, самым сильным предиктором самостоятельности в подростковом возрасте независимо от области поведения является возраст: старшие подростки получают существенно большую независимость по сравнению с младшими. Предполагается, что это происходит, так как старшие подростки более рассудительны и ответственны, они выглядят взрослее, у них шире доступ к ресурсам вне дома и они активнее контактируют с учреждениями вне семьи, а нормы общества предписывают их возрасту большие права как внутри, так и вне дома [Bulcroft, Carmody, Bulcroft, 1996]. Согласно данным по Москве, хотя расстояние до наиболее часто посещаемых мест подростков от 11 к 16 годам меняется слабо и составляет территорию радиусом примерно 1 км от дома [Сивак, Глазков, 2017], места, которые посещают школьники 13–17 лет, в среднем на 4 км дальше от дома, чем места, в которых бывают школь-ники до 8–12 лет, — то есть у них появляются точки притяжения в городе, более удаленные от дома, чем те, что типичны для более младших детей [Глазков, 2016].

По некоторым данным, примерно после 14 лет появляются гендерные различия в независимой мобильности. Мальчики раньше получают доступ к независимым перемещениям, и освоенный ими ареал обычно шире, чем у девочек; в то же время девочки получают схожую степень свободы через перемещения в группах (родители легче отпускают их куда-то с друзьями); как отмечают авторы, возможно, такая коллективная независимость отчасти компенсирует утрату личной свободы детьми по сравнению с предыдущими поколениями [Bulcroft, Carmody, Bulcroft, 1996; Brown et al., 2008]. Анализ отношения родителей к независимой мобильности собственных детей показал, что играют роль представления родителей о благополучии и безопасности района, а также близость школы [Janssen, 2016].

По данным С. Шоппе и коллег [Schoeppe et al., 2015], родители с большей готовностью позволяют своим детям преодолевать большие расстояния для самостоятельных путешествий и игр на свежем воздухе, когда считают местное сообщество сплоченным. На поощрение либо ограничение перемещений детей также влияет то, как родители оценивают их взрослость: если родители испытывают к детям доверие и не считают их постоянно нуждающимися в защите, они чаще готовы отпускать их в самостоятельные маршруты. Характерным и отчасти символическим обозначением того, что ребенок получил лицензию на независимую мобильность, становится получение им собственного ключа от дома [Johannson, 2006].

Дети, которые не являются первенцами или единственными детьми в семье, осваивают не-зависимые перемещения несколько раньше, поскольку их контролируют старшие дети [Prezza et al., 2001]. Кроме того, чем старше родители, тем больше возможностей для независимого передвижения они предоставляют своим детям — по всей видимости, потому что они сами в детстве пользовались большей свободой, чем те, кто родился позже [Karsten, 2005]. Обратным образом влияет ситуация, когда оба родителя работают: становится все больше детей, чье школьное время совпадает с рабочим временем их родителей, и взрослые приводят их в школу перед тем, как идти на работу [Fyhri et al., 2011]. Замена неформальной игры различными формализованными досуговыми или образовательными активностями, увеличение расстояний до образовательных организаций и изменение социальных норм, желание быть и казаться «хорошим» заботливым родителем также влияют на то, как дети осваивают городское пространство [Shaw et al., 2015; Поливанова и др., 2020].

Страхи родителей оказывают большое влияние на ограничения детской независимой мобильности. Во-первых, ограничения, связанные с дорожным движением, — его интенсивность, особенности дорог (быстрые магистрали, отсутствие тротуаров, опасные перекрестки) и манера вождения (например, распространенность парковок на тротуаре или игнорирование светофоров); во-вторых, ограничения, имеющие социальную природу, — страх агрессии со стороны людей, нападения и других преступлений (продажа наркотиков, кража сумок и т.п.), эпизодов буллинга, страх перед определенными социальными группами, по отношению к которым есть предубеждение (цыгане, мигранты, бездомные, странно выглядящие люди и пр.), в меньшей степени — перед педофилами [Prezza et al., 2005]. В обзоре научных статей, опубликованном в 2018 году, показано, что, по данным исследований, на детскую независимую мобильность влияют в первую очередь социально-средовые факторы (такие, как безопасность района, страх преступлений и чужих людей, родительская поддержка и оценка дорожного движения), во вторую — характеристики физической среды (наличие автомобиля, расстояния, планировка района). На гендерных различиях фокусируются немногие исследования, и их данные противоречивы [Marzi et al., 2018].

Снижение детской независимой мобильности

Несмотря на большое значение независимых перемещений для развития детей, и в России, и во многих других странах, таких как Великобритания, Швеция, Финляндия, Италия, Франция, Португалия, Австралия, Новая Зеландия, фиксируется снижение детской независимой мобильности. Увидеть детей, играющих или гуляющих на улицах, в парках и подобных местах без сопровождения взрослых, становится все сложнее [Shaw, 2015; Prezza et al., 2010; Бочавер, Корзун, Поливанова, 2017; Глазков, 2016]. Одним из видов деятельности, в котором уровень детской независимой мобильности резко сократился, является самостоятельное посещение школы: все меньше детей ходят на учебу и обратно без взрослых [Shaw et al., 2013]. В недавнем исследовании, проведенном в Германии [Scheiner, Huber, Lohmüller, 2019], около двух третей младших школьников по крайней мере иногда сопровождаются взрослыми по пути в школу. В Австралии с 1991 по 2012 год доля детей, посещающих школу самостоятельно, снизилась с 61 до 32% [Schoeppe et al., 2016].

Как показали в своей книге «Один ложный шаг...» М. Хиллман, Дж. Адамс и Дж. Уайтлегг на данных из Великобритании и Германии, с 1971 до 1990 года практики детской независимой мобильности претерпели огромные изменения. Доля 7–8-летних детей, которые самостоятельно ходят в школу, за эти годы упала с 80 до 9%. Число дорожно-транспортных происшествий с детьми сократилось вдвое, хотя число автомобилей возросло: среди 9-летних детей половине было разрешено самостоятельно переходить дороги, примерно трети — посещать без взрослых места кроме школы, примерно одному из десяти — ездить на автобусе, в то время как в 1970-х годах большинство детей этого возраста свободно совершали эти перемещения [Hillman et al., 1990]. Парадокс, обнаруженный авторами, состоит в том, что свобода перемещений, которую приобрели взрослые, получив возможность использовать личные автомобили, повлекла за собой ограничения в перемещениях, связанные с постоянной необходимостью родителей везде сопровождать детей из-за опасностей усилившегося дорожного движения.

Угрозы ДТП, ограничения на перемещения, накладываемые родителями, сокращение мест, где физически можно играть и общаться, из-за необходимости расширять дороги и строить парковки, расчет на автомобили в повседневной жизни и исчезновение магазинов в шаговой доступности, а также отсутствие мест с запретом на автомобили продолжают снижать возможности детей получать опыт самостоятельных перемещений без взрослых.

Указание на то, что детей нужно контролировать ради их безопасности, а родителям необходимо представлять себе риски и опасности дорожного движения, звучало в официальных документах Министерства транспорта Великобритании в конце XX века — при этом игнорировалась тема прав ребенка как участника дорожного движения. В цитате, приводимой Хиллманом и коллегами из официального документа о транспортной политике 1976 года, есть фраза: «The seeds of these accidents [to children in traffic] are sown in traditions of independence and freedom; sometimes also in thoughtlessness and lack of care» («Причины этих несчастных случаев [с детьми на дороге] кроются в традициях независимости и свободы; иногда также в легкомыслии и отсутствии заботы») [Hillman et al., 1990, p. 107]. Спустя почти 50 лет мы наблюдаем в публичном пространстве в действии ту же самую риторику, требующую от родителей повышения контроля за жизнедеятельностью детей ради их безопасности; однако теперь задачи контроля решаются с помощью технологий, включающих в себя смарт-часы с прослушиванием, программы родительского контроля и GPS-трекеры [Siibak, 2019].

В последнее время в практики детской мобильности плотно вошла координация родителями перемещений детей с использованием мобильного телефона, навигатора, социальных сетей, приложений для смартфонов, что иногда обозначается как интегрированная с цифровыми медиа «смарт-мобильность». О. В. Сергеева и Е. Г. Лактюхина фиксируют изменение отношения родителей к доверию ребенку, привычку ребенка быть наблюдаемым, сокращение и исчезновение самостоятельных перемещений детей в городе, смещение фокуса в детско-родительских отношениях с развития самостоятельности на ограничение приватного пространства ребенка [Сергеева, Лактюхина, 2019, с. 507]. Изменение практик мониторинга детской мобильности — замена системы правил и запретов и «тактильно-физического контроля» на дистанционное управление перемещениями и технологизированный контроль — снижает беспокойство родителей, хотя их возможности по помощи ребенку в опасной ситуации очень ограничены: цифровизация мобильности позволяет снизить воспринимаемый, но не фактический риск [Fotel, Thomsen, 2004, p. 544]. Использование технологических решений для контроля над ребенком порождает для родителя этическую дилемму: признаться ребенку в тотальном наблюдении, рискуя потерять доверие и спровоцировать обман, или скрыть использование слежения, рассчитывая на то, что это останется для ребенка тайной и не повлияет на отношения (как в одном из кейсов, описанных О. В. Сергеевой и Е. Г. Лактюхиной [2019]). По данным исследования эстонских семей, в семьях, где используется «техническое опосредование» контроля за детскими перемещениями, примерно половина детей знает об использовании этих приспособлений или приложений [Siibak, 2019].

Сокращение детской активности на открытом воздухе вызывает опасения исследователей — оно негативно влияет на знание территории, развитие пространственных, двигательных и аналитических навыков, навыков коммуникации, а также может способствовать появлению лишнего веса [Prezza et al., 2005]. Однако, несмотря на появляющиеся в публичном пространстве образы современных детей как «воспитанных на батарейках» (battery-reared children), «поколения с заднего сиденья» (back-seat generation), «детей в пузырях» (bubble-wrapped kids), на взгляд Дж. Хортона и коллег, это преувеличение, и дети даже с очень ограниченной возможностью пространственных перемещений могут быть активно вовлечены в насыщенные игровые, социальные, исследовательские и задействующие воображение прогулочные практики («просто гуляние» — just walking), глубина и многомерность которых недостаточно представлены в современных исследованиях детских перемещений [Horton et al., 2014, p. 97].

С полной версией текста можно ознакомиться на сайте журнала.

Перемещение подростков по городу: мотивы, возможности и ограничения

Статья посвящена освоению подростками городского пространства в России. Значительное количество исследований, как российских, так и зарубежных, показывает взаимосвязь между развитием личностной автономии, психологическим благополучием и возможностью осваивать окружающую физическую среду. В статье описываются позитивные эффекты независимых перемещений в детском и подростковом возрасте по данным международных исследований, а также факторы, способствующие сокращению и ограничению детской независимой мобильности. <…>

Текст: Яна Королёва

Введение

Подростковый возраст является важной вехой в становлении личности взрослого человека, в этот период решаются задачи по формированию идентичности, по самоопределению, начинает происходить сепарация от родителей. Социальная среда, в которой развивается подросток, включает уже не только семью, как в раннем детстве, и не только школу: осваиваемое подростком социальное и физическое пространство становится все шире. Данная статья посвящена роли городского пространства как среды независимых перемещений подростков и их личностного и социального развития.

Городская среда как источник развития

Независимые перемещения — возможность передвигаться по городу без надзора родителей — имеют большое значение для подростка, они позволяют оказываться в различных социальных ситуациях и микросредах, осваивать разные социальные навыки и способствуют более эффективной социализации [Lareau, 2002]. Как писал Л. С. Выготский, «среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития» [Выготский, 1934, с. 112–113], а также роль «третьего учителя» [Matthews, 2001; Strong-Wilson, Ellis, 2007], который формирует ситуации, необходи-мые для взросления. Для детей улица является важной образовательной средой, «атмосферой цивилизованной публичности» [Джейкобс, 2011], а для подростков вне дома наибольшим зна-чением обладает интимно-личностное общение со сверстниками (Т. А. Фалькович, Ж. Пиаже, Э. Штерн). Городская среда выступает для подростков источником не только развития и об-щения, но и здоровья, самореализации и социализации [Piccininni et al., 2018]. Современным подросткам в России приходится, с одной стороны, проходить непростой процесс социализа-ции в условиях непрерывного изменения российского общества, разрыва межпоколенческой связи и снижения роли традиционных социальных институтов, а с другой стороны, они, как и их сверстники в других странах, имеют доступ к виртуальному пространству [Boyd, 2014], где удовлетворяют потребности в общении и самопрезентации, что обуславливает специфику социализации современных подростков.

Городская среда способствует физической активности [Davis, Jones, 1996], развитию когнитив-ных и двигательных навыков [Kytta, 2004; Rissotto, Tonucci, 2002]. Она может улучшить социаль-ное взаимодействие с детьми и взрослыми [Prezza, Pacilli, 2007; Spilsbury, 2005; Tranter, Whitelegg, 1994], помогает укреплять чувство собственного достоинства, уверенность в себе, социальные навыки [Hillman et al., 1990; Joshi et al., 1999]. Помогает приобретению чувства идентичности [Hillman et al., 1990; Malone, 2007], а также позволяет повысить пространственную осведомлен-ность [Herman et al., 1987; Joshi et al., 1999; O’Brien et al., 2000; Rissotto, Tonucci, 2002; Badland, Oliver, 2012]. Полученные в подростковом возрасте навыки сохраняются и во взрослой жизни, и если развить и закрепить их в детстве, это может создать образец успешной и активной социальной жизни в подростковом периоде, важный для будущей взрослой жизни.

При этом, как показывают международные исследования, в последние 20 лет самостоятельная мобильность детей и подростков снизилась. Например, в Великобритании в 1971 году 80% детей 7–8 лет разрешалось самостоятельно ехать домой из школы на велосипеде или автобусе; к 1990 году доля таких детей упала до 9% [Hillman et al., 1990], а к 2010 году — до 6% [Shaw et al., 2013]. В России заметны те же тенденции: дети меньше перемещаются по городу самостоятельно, с 1990 по 1998 год доля самостоятельно добирающихся до школы детей снизилась с 70 до 54%, а доля детей, добирающихся до школы на автомобиле, возросла с 28 до 39% [Сивак, Глазков, 2017]. Дети меньше гуляют, возраст начала самостоятельных перемещений становится все старше, интерес и доверие к городской среде снижаются [Бочавер, Корзун, Поливанова, 2017].

Согласно глобальному отчету Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 80% подростков со всего мира недостаточно физически активны [Guthold et al., 2020], что вызывает у многих экспертов опасения по поводу их здоровья. Одним из основных факторов, влияющих на недостаточную активность, является использование цифровых технологий, которые позволяют подросткам общаться, не выходя на улицу. Очевидно, что многим странам необходимо разрабатывать политику городского планирования и развивать детскую инфраструктуру с учетом подростковых интересов, иначе здоровье будущего поколения окажется под угрозой.

Отправной точкой в ориентированности городской среды на детей стал международный проект «Взросление в городах» (Growing Up in Cities), запущенный в 1970-х годах под руководством Кевина Линча. Его темой стало то, как подростки из малообеспеченных семей используют и оценивают свое городское окружение и как можно использовать подростковую интерпретацию городской среды в качестве основы для развития городов, пригодных для жизни [Lynch, 1977, с. 247]. Проект позволил собрать обширный материал о том, как подростки оценивают городскую среду. В России концепт города, ориентированного на детей и доброжелательного по отношению к детям (child-friendly city), вошел в употребление относительно недавно и регулируется Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конвенцией ООН «О правах инвалидов» и принятой в соответствии с ней государственной программой «Доступная среда» на 2011–2020 годы, а также международной инициативой ЮНИСЕФ, к которой присоединился ряд российских городов [Ракитина, Филипова, 2017; Куприяшкина, 2018].

Городская среда может не только способствовать развитию подростков, но и сдерживать его ввиду организованности под взрослых [Фельдштейн, 2013, с. 97], необустроенности для пеших передвижений и велопрогулок, отсутствия светофоров, риска различных видов травм и т.п. В последние десятилетия родительский контроль по отношению к подросткам заметно усилился, отчасти в связи с повсеместной автомобилизацией и указанными факторами, от-части под влиянием медиа: дети и подростки рассматриваются как «уязвимая группа» и бо-лее интенсивно, чем в советское время, контролируются социальными институтами и аген-тами социализации (семья, школа, политические и религиозные институты и т.д.). В самом городском пространстве больше физических преград, которые снижают уровень независи-мых перемещений подростков. Рост уровня автомобилизации населения и связанный с этим высокий уровень загрязнения окружающей среды [Johansson, 2006], диспропорция между уровнем автомобилизации и темпом дорожного строительства, неразвитость социальной инфраструктуры для детей [Gaster, 1991] вызывают у родителей тревогу, а следом и запрет на независимые перемещения [O’Brien et al., 2000; Foster et al., 2014]: данные факторы снижа-ют уровень перемещений подростков, и, как следствие, снижается и возможность обучения самим справляться с возникающими сложностями. Это наглядно показывает исследование, проведенное в 2012–2015 годах Московским институтом социально-культурных программ. Оно показало, что самый распространенный возраст, в котором подростки начинают пе-ремещаться по городу, — 12–14 лет. При этом в 14 лет 67% подростков уже перемещаются самостоятельно на метро, но только половине из них разрешено относительно независимо и свободно перемещаться наземным транспортом и пешком по городу [Свободное время московских подростков, 2016]. Отсюда возникает парадокс: с одной стороны, подросток сталкивается с ограничением возможности развития личностной и поведенческой автономии, а с другой — вступая в статус взрослого — с высокими требованиями современной жизни, в том числе к инициативности, ответственности, способности принимать независимые решения. Ландшафт современной жизни меняется очень быстро, и подросткам на сегодняшний день в условиях высокой степени неопределенности важно иметь пространство для того, чтобы учиться справляться с жизненными трудностями и становиться психологически зрелыми.

Чтобы связать теоретические построения и актуальный опыт современных российских подростков, был проведен пилотаж, включавший в себя 13 интервью. Основная цель пилотажного исследования — прояснить, как происходят независимые перемещения современных российских подростков по городу, чем они обусловлены и в чем состоит субъективная ценность этой активности.


Выборка и метод

В интервью приняли участие 5 девушек и 8 юношей в возрасте от 10 до 15 лет, проживающих в городе Москве. Все респонденты были участниками ежегодной выездной тренинговой программы. Подростки, принявшие участие в интервью, большей частью были из полных семей, где оба родителя имеют высшее образование и устойчивый средний уровень дохода. Стиль воспитания в этих семьях преимущественно характеризуется сбалансированностью родительской поддержки и родительского контроля, в некоторых случаях присутствует гиперопека. В интервью не принимали участия дети из неблагополучных семей, что, безусловно, является ограничением данного исследования.

Целью интервью было изучение субъективного опыта и ценностных аспектов независимых перемещений подростков в городской среде. В ходе интервью прояснялись основные интересы и мотивы подростков, которые вызывают желание выходить на улицу; обсуждались страхи и опасения, препятствующие и затрудняющие перемещения; составлялось представление о местах, где подростки предпочитают чаще всего проводить время; обсуждались ресурсы (умения, отношения, возможности), на которые подростки опираются, для того чтобы перемещаться по городу; раскрывались основной смысл и ценности этих перемещений. Также в ходе интервью обсуждалось, в каком возрасте и каким образом происходил первый опыт независимого передвижения по городу без взрослых, и задавались вопросы о родительских практиках контроля, правилах и санкциях, используемых в контексте независимой мобильности детей. Интервью продолжались в среднем около часа, расшифровки интервью подвергались тематическому анализу, ниже приводятся основные темы, которые затрагивали респонденты в обсуждениях указанных вопросов.

До начала интервью подросткам задавался вопрос о предпочитаемом формате беседы, и среди опрошенных участников семеро выбрали отвечать на вопросы в присутствии своих родителей, четверо — дать групповое интервью, а двое респондентов предпочли вариант дать интервью индивидуально, без участия в группе сверстников. Во время интервью участники очень увлекались, с большим интересом рассказывали о себе и узнавали об опыте других подростков в контексте освоения пространства города.

Далее мы рассмотрим три основные темы, вошедшие в интервью: мотивы, побуждающие к выходу в город; ограничения, препятствующие перемещениям; ресурсы, помогающие успешным независимым перемещениям.

Результаты

Тема 1. Мотивы, побуждающие к выходу в город

Встречи с друзьями. Чаще всего подростки выходят на улицу для того, чтобы повидаться с друзьями. Это соответствует представлениям об интимно-личностном общении как ведущей деятельности в подростковом возрасте: сверстники становятся для подростков наиболее интересными и авторитетными персонами, среди них подростки ищут тех, кому хотели бы подражать, а также тех, кто разделяет их интересы.

Прогулка в одиночестве на велосипеде/скейте/самокате. Для подростков важно не просто перемещаться по городу пешком, а использовать различные средства передвижения: в основном это велосипед, также популярны самокат, электросамокат и скейт. Двое из опрошенных подчеркнули, что выезжают для того, чтобы тренировать свое мастерство в трюках, остальным важно перемещаться на дальние расстояния в кратчайшие сроки, «потому что пешком — долго».

Чувство голода. В этом случае подростки идут в закусочные или же в магазин: «Иногда чувствуешь голод, открываешь холодильник и понимаешь, что ничего из этого ты есть не хочешь, и тогда идешь в Макдоналдс или в магазин» (Вениамин, 15 лет).

Любимая музыка. Следующее место заняло посещение концерта любимой группы. Во время группового интервью каждый подросток вспомнил хотя бы один концерт, на который ему удалось попасть, и поделился названием любимой группы с другими: «Я уговорил свою семью поехать в Париж, чтобы попасть на концерт группы Neffex» (Валерий, 15 лет).

Покупка эксклюзивной вещи (компьютер, одежда и обувь от определенного дизайнера). Одежда помогает подросткам чувствовать себя среди других «в своей тарелке». При этом им уже важно выбирать марку самим, и, как правило, они предпочитают марки, которые им советуют их друзья: «Я живу в поселке, мне далеко до метро, но я поехала за рюкзаком любимой фирмы на противоположный конец Москвы, а потом поехала на концерт и очень боялась опоздать» (Мария, 15 лет).

Ради веселья / приключений / если скучно. Если становится скучно, то улица для подростков — хороший источник для получения радости и опыта: «Если мне скучно, я зову друга, и мы можем весь день гулять, пока мама не позвонит мне» (Александр, 11 лет).

Поддержка друга. «Я собрал друзей, чтобы съездить к подруге на соревнования в Рязань, чтобы поддержать ее» (Валерий, 15 лет). Посещение дня рождения друга, а также покупка подарка для друга — также важные мотивы, вызывающие желание выходить из дома.

Посещение родственников. Подростки рассказывают, что иногда они отправляются к «бабушке в деревню» или же навещают одного из родителей, находящихся в разводе.

К мотивам можно отнести и непосредственно сам интерес подростков к независимым перемещениям и связанный с ними рост степени самостоятельности. Все респонденты посчитали самостоятельность необходимой составляющей их жизни и подкрепили свои ответы следующими комментариями: «самостоятельность учит самому себе готовить»; «делать уроки»; «стирать»; «помогать маме по дому»; «повышает мою самооценку и уверенность в себе».

Следующий вопрос был задан подросткам с целью понять, видят ли они ценность в независимых перемещениях и пользу от них. Все респонденты вновь были единогласны и дали положительный ответ. Конкретизируя и объясняя, чем конкретно помогает им возможность самостоятельно осваивать городское пространство, респонденты давали следующие ответы:

«повышает мою самооценку и уверенность в себе»; «дает возможность узнать новые места и поделиться этими местами с друзьями»; «позволяет узнать новую информацию, которая расширит мои возможности»; «учит, как решить свои проблемы»; «помогает в саморазвитии».

Независимые перемещения могут становиться маркером, разделяющим подростков на тех, кто активно пользуется такой возможностью, и тех, кому по каким-то причинам недоступны самостоятельные прогулки: «У меня есть друг, мама которого очень опекает его и не позволяет подолгу гулять. К сожалению, мне не о чем с ним поговорить. Компьютерные игры мне не интересны, мне интересно узнавать про новые места и людей в городе, поэтому мне с ним не очень интересно общаться, но он мой давний друг» (Семен, 13 лет). Среди предпочитаемых мест в городе, где подростки проводят наибольшее количество времени, они называют детские площадки, парки, торговые центры, зал для тренировок/фитнеса, также они сообщают, что среди их перемещений важную роль играет возможность ходить в гости к друзьям и просто гулять по своему району.

С полной версией текста можно ознакомиться на сайте журнала.

Это может быть вам интересно