Авторский коллектив: Diller Scofidio + Renfro, Hargreaves Associates, Citymakers, Arteza, Mobility in Chain, Transsolar, МАХПИ, ГБС им. Н.В. Цыцина
Заказчик: ОАО «Россия», Правительство Москвы
Площадь: 13 га
Статус: Реализован
0
Комментарии экспертов

Исторический контекст

Зарядье – исторический район за Васильевским спуском в самом центре Москвы. Топоним Зарядье появился в XIII веке: тогда на современной Красной площади были торговые ряды и склады Большого московского торга. По расположению – за рядами – территория и получила свое название.

У Зарядья неоднократно менялся статус от элитного района до маргинального, трансформировались планировка и функциональное назначение. Район исторического Зарядья был разрушен во время реконструкции Москвы в 1930-40-е годы, начались первые археологические исследования территории. В послевоенное время здесь должна была появиться восьмая высотка, но после смерти Сталина проект не был реализован, несмотря на то что уже был возведен стилобат. 

карта_16.png
карта_19.JPG

Исторические карты Москвы (XVI в. и XIX в.), территория Зарядья отмечена красным (источник: Управление сохранения объектов археологического наследия)

Постановка проблемы

На стилобате незаконченной высотки к 1967 году возвели гостиницу «Россия», которая попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире. Проектом занимался Дмитрий Чечулин – бывший главный архитектор Москвы и автор восьмой несостоявшейся высотки. В советское время «Россия» принимала участников съездов, знаменитостей и иностранных туристов, но в 90-е  пришла в упадок. Бывший столичный мэр Юрий Лужков назвал ее «неуправляемой», подчеркнув, что гостиницей на 3000 номеров и внутренними сервисами сложно руководить. В 1994 году было решено реконструировать гостиницу, которая на 100% принадлежала правительству Москвы. Сумма расходов оценивалась в $235 миллионов, однако найти инвесторов не удалось. 

В 2004 году впервые была озвучена идея сноса гостиницы «Россия» и строительства многофункционального гостинично-офисного комплекса на ее месте. Проектированием нового комплекса занимался архитектор Норман Фостер. Первый проект был жестко раскритикован архитектурным советом и городскими активистами, а второй заморожен после отставки Лужкова. С 1 января 2006 году гостиница прекратила деятельность. В том же году было подписано распоряжение о ее сносе. Демонтаж конструкций затянулся до 2010 года из-за судебных разбирательств с подрядчиками, которые занимались сносом. 

Hotel_Rossija.jpg
демонтаж.jpg

Гостиница Россия и её демонтаж в 2006 году (источник: PhotoXPress)

Так сложилась уникальная для столицы проблема: прямо у стен Кремля образовался пустырь, ставший деурбанизированным пятном, объектом судебных тяжб и коммерческих интересов различных влиятельных структур. Строительные леса, руины гостиницы, рекламные баннеры ограждений стройплощадки портили визуальный облик территории, нарушали городскую связность. В будущем Архсовет назовет территорию Зарядья первого десятилетия XXI века «одновременно центром притяжения и зоной отчуждения».

К 2012 году вариантов застройки было уже несколько: парламентский центр, офисный кластер, гостиничный комплекс, апартаменты. Площадь планируемых объектов в среднем оценивалась в 400 тысяч квадратных метров. Решение по застройке Зарядья стало вызовом для московских городских планировщиков. Власти понимали, что столь масштабное строительство – дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру центра и видовые характеристики сердца столицы.

Окончательное решение позволило прекратить дальнейшие спекуляции: в 2012 году во время осмотра руин гостиницы вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным Владимир Путин озвучил идею отказаться от коммерческой застройки участка и отдать его под парк, «которым москвичи могли бы пользоваться», отметив, что «в центре Москвы практически уничтожены все парковые зоны».

Цели и задачи проекта       

На территории Зарядья было решено акцентировать внимание на исторических объектах и возвести концертный зал, а оставшееся пространство должен был занять новый парк. Такой план продолжил новый курс развития городского пространства Москвы. Незадолго до принятия решения по созданию парка «Зарядье» началась масштабная реконструкция парка Горького: оттуда исчезли аттракционы, появился велопрокат и, самое главное, бесплатный доступ к общественному пространству. После десятилетий экстенсивного городского развития, ориентации на автомобильную инфраструктуру и строительство акцент сместился на горожанина и его комфорт.

Строительство парка «Зарядье» длилось около трех лет. В основу поиска базовой концепции был положен конкурсный механизм. На первый конкурс (2012 год) прислали 118 заявок, однако ни один проект не был реализован. Причина была как в неудачной технологии проведения конкурса, так и в отсутствии профессионально проработанного технического задания: придумать и предложить, что появится на этой территории, мог любой желающий. Полученное разнообразие вариантов обнаружило вполне очевидную проблему – город не знает, как должен выглядеть современный парк.

К конкурсу в 2013 году организаторы подошли со всей ответственностью и вывели его на другой уровень. Конкурс был объявлен Сергеем Кузнецовым, который стал главным архитектором города в 2012 году. Стоит отметить, что 2013 год стал поворотным с точки зрения подхода к проектированию городских объектов именно из-за активного применения конкурсного механизма, который раньше не регламентировался в российском законодательстве. В Москве это отчасти изменилось благодаря принятым в 2013 году Регламенту утверждения архитектурно-градостроительных решений и Положению о работе Архсовета, а также активному внедрению в архитектурную практику конкурсного механизма. Конкурс по «Зарядью» стал экспериментальным по масштабу и уровню вовлечения.

Были сформулированы техническое задание и функциональная модель проекта, целью которого стало создание парка с идеей «зелени как аттракциона для высокоурбанизированной среды, визуального аттракциона рассматривания городского ландшафта». Среди основных задач было обозначено сохранение естественного перепада высот и рельефа территории, учет истории местности и включение объектов культурного наследия в жизнь города, фиксированная высотность объектов парка (высота – до 10 метров, за исключением филармонии, высота которой составляет 20 метров), включение территории в пешеходные и транспортные потоки, круглогодичное функционирование. В парке должны были появиться центральная пристань, подземная парковка на 500 машино-мест. Единовременное пребывание на территории оценивалось в 15 тысяч человек.

В конце 2013 года жюри выбрало победителя: проект «Зарядья» поручили консорциуму во главе с архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro (Нью-Йорк). Оно известно незаурядным подходом к созданию таких общественных пространств, как парк High Line в Нью-Йорке, расположенный над городом на месте заброшенной железной дороги. Ландшафтной архитектурой в команде победителей занималось бюро Hargreaves Associates, а разработка программы территории и взаимодействие с городскими властями стало задачей городских планировщиков Citymakers во главе с Петром Кудрявцевым. В консорциум также вошли специалисты по работе с зелеными насаждениями, транспорту, планированию бюджета, инфраструктуре, устойчивому развитию и управлению парками. Руководителем проекта (как российской, так и международной команды) стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

DSC_2637.JPG

Члены консорциума-победителя на стройке парка «Зарядье» (фотограф Илья Иванов)

Краткое описание деятельности

В основу проектирования был положен принцип природного урбанизма (Wild Urbanism) – подход, формирующий симбиотические пространства, где сосуществуют живая природа и рукотворные объекты, а городской ландшафт перетекает в природный. Территория площадью 13 гектаров разделена на четыре характерные для российского климата ландшафтные зоны – тундра, степь, лес и прибрежные ландшафты. За счет активного рельефа, системы холмов и насыщенной среды складывается ощущение, что территория в четыре раза больше, чем на самом деле.

С функциональной точки зрения «Зарядье» объединяет пешеходные зоны Китай-города с Васильевским спуском и Москворецкой набережной, формируя одновременно и комфортное транзитное пространство, и самостоятельное место притяжения. Важной особенностью является взаимодействие парка с окружающим ландшафтом. На территории и рядом с ней уже есть важные доминанты: собор Василия Блаженного, комплекс зданий Кремля и высотка на Котельнической набережной. При проектировании парка необходимо было обеспечить визуальное раскрытие ключевых зданий различных эпох. Так появились «Парящий мост» и обзорные площадки на крыше Медиацентра и ресторанов, стилизованные под естественный холмистый рельеф Зарядья.

Другим вызовом стало взаимодействие с исторической территорией. Затянувшееся начало работ сыграло на руку археологам: они получили больше времени на проведение раскопок. В 2000-х работы проводились сотрудниками Института археологии РАН и Столичного археологического бюро. Основная цель – получение новой информации о быте людей, населявших территорию, о формировании ландшафта Зарядья, а также сохранение этих данных. Занимались «спасательной» археологией – это тип исследований, где объем раскопок сводится к минимуму, а в работе задействованы специалисты универсального профиля. Их задача – тщательная фиксация условий обнаружения каждой находки.

В ходе раскопок были найдены берестяная грамота и клад средневековых монет. По задумке архитекторов, часть фундамента исторической крепостной стены открывалась для посетителей, а результаты работы с археологическим наследием в будущем включались в среду парка. Главный археолог Москвы Леонид Кондрашев отмечает, что при проектировании парка были учтены все ограничения. С археологической точки зрения была создана специальная проектная документация – раздел производства археологических исследований, который определяет, где можно вести раскопки и земляные работы, и в котором перечислены все параметры безопасности. На раскопках перед строительством парка была найдена часть фундамента Китайгородской стены по линии Москворецкой набережной. Обнаружение этого фрагмента позволило увидеть технологию строительства средневекового оборонительного сооружения. Признав уникальность находки, было принято решение музеефицировать фрагмент этой стены на территории парка. 

1п7.jpg
1п452A1798.jpg

Результаты раскопок на территории Зарядья — клад средневековых монет и часть фундамента Китайгородской стены (источник: Управление сохранения объектов археологического наследия, пресс-служба парка «Зарядье»)

Важной составляющей и отличительной особенностью работы над «Зарядьем» стало заблаговременное привлечение проектной команды для непосредственного участия в процессах проектирования и строительства парка. Для долгосрочного успеха важно на стадии проектирования заложить грамотные технологические решения, которые позволили бы объекту оставаться эффективным на протяжении всего жизненного цикла. Это достигается путем соблюдения баланса интересов между архитектурными идеями и инженерными решениями, требованиями эксплуатации и коммерческими вызовами. Например, в части энергосбережения было решено отказаться от некоторых идей по генерации солнечной энергии в связи с экономической неэффективностью на тот момент в московском климате.

Дирекция парка под руководством Павла Трехлеба была создана в 2015 году. Команда выступала в качестве идеологов мультимедийных комплексов, биотехнологического образовательного кластера, музейно-выставочных пространств, программировала технические задания, сопровождала проектирование и строительство объектов парка, готовила решения для обеспечения эффективной коммерческой и технической эксплуатации парка, разрабатывала финансовую модель учреждения, осуществляла набор и обучение персонала, отвечала за комплекс мероприятий для успешного открытия парка. Модель времяпрепровождения закладывалась на стадии проектирования программы парка. Так, принимая во внимание факт, что ландшафтная составляющая строящегося парка будет привлекательна для посетителей преимущественно в летний период, дирекция предложила дополнительные драйверы для сохранения трафика в осенне-зимний сезон. Был разработан комплекс высокотехнологичных мультимедийных и образовательных решений, чтобы обеспечить гарантированную круглогодичную посещаемость парка.

К окончанию строительства дирекция «Зарядья» и команда Citymakers объединили все наработки и решения в социокультурную модель, которая стала итогом совместной работы по программированию парка в центре Москвы. Это уникальный документ по развитию общественного пространства в российской практике, вобравший в себя все технологические разработки и социокультурные исследования. Он заложил приоритетные направления для развития пространства в центре Москвы с целью сохранения его идентичности и реализации уникальных конкурсных решений, обеспечения коммерческой и технологической эффективности. 

IMG_2725.JPG
IMG_1374.JPG

Работа проектной команды парка (источник: Москомархитектура)

Строительство парка «Зарядье» (фотограф Илья Иванов)
Строительство Парящего моста (фотограф Илья Иванов)
Строительство «Стеклянной коры» (фотограф Илья Иванов)
Археологические работы на территории Зарядья (источник: Управление сохранения объектов археологического наследия)
Археологические работы на территории Зарядья (источник: Управление сохранения объектов археологического наследия)
Археологические работы на территории Зарядья (источник: Управление сохранения объектов археологического наследия)
Члены консорциума-победителя на стройке парка «Зарядье» (фотограф Илья Иванов)
Строительство «Стеклянной коры» (фотограф Илья Иванов)
Строительство парка «Зарядье» (фотограф Илья Иванов)
Стилобат гостиницы «Россия» (фотограф Илья Иванов)
Сергей Кузнецов на строительной площадке парка «Зарядье» (источник: Москомархитектура)
Сергей Кузнецов и члены консорциума-победителя на строительной площадке парка «Зарядье» (источник: Москомархитектура)
Парк «Зарядье»: вид на Парящий мост (фотограф Илья Иванов)
Парк «Зарядье»: вид на филармонию (фотограф Илья Иванов)
Пешеходная зона перед филармонией (фотограф Илья Иванов)
Концерт в парке «Зарядье» (фотограф Илья Иванов)
Пленэр в парке «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)
Интерактивный археологический музей (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)
Парк «Зарядье»: вид на Парящий мост (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)
Концерт в парке «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)
Лекция в парке «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)
Медиацентр парка «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)
Показ видеоспектакля парка «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)
Мультимедийная экскурсия парка «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)
Мультимедийная экскурсия парка «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)
Искусственный пруд в парке «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)
Концерт в парке «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)

Достигнутые результаты

«Зарядье» открыли в сентябре 2017 года в День города. Первые дни вход был ограничен в связи с ажиотажем, нагрузка на парк сильно превысила расчетные показатели. Однако через несколько недель территория заработала в нормальном режиме, а в следующем году «Зарядье» уже принимало десятки крупных мероприятий, например Московский урбанистический форум и Moscow Urban FEST. Парк стал одним из самых популярных мест у болельщиков на время чемпионата мира по футболу 2018. Незадолго до этого события «Парящий мост» посетили легенды мирового футбола во главе с Зинедином Зиданом. «Зарядье» – одна из площадок для проведения фестиваля «Спасская башня». В концертном зале с одноименным названием, открытом в 2018 году и ставшем культурной доминантой пространства, проходят выступления звезд мировой оперной сцены. В числе ключевых объектов парка, помимо вышеупомянутого «Парящего моста», – «Стеклянная кора» с амфитеатром, Медиацентр, «Заповедное посольство» с биолабораториями и аэропонной оранжереей, Ледяная пещера, подземный интерактивный музей.

452A0693.jpg

DSC_2341.jpg

452A6774.jpg
452A8945.jpg

Ключевые объекта парка «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)

Важным было понимание разнообразной аудитории «Зарядья»: это горожане, туристы из регионов и из-за рубежа. Расположенный в центре Москвы парк априори воспринимался многими как туристская доминанта. По словам Павла Трехлеба, для экономической эффективности критически важно было обеспечить его регулярную посещаемость горожанами. Для этого командой парка были разработаны и реализованы собственные образовательные и развлекательные программы. Например, высокотехнологичный мультимедийный комплекс с единственным в России механизированным кинотеатром, демонстрирующим фильмы «Полет над Россией» и «Полет над Москвой», стал эмоциональным драйвером парка и получил международное признание, завоевав престижную награду InAVation Awards 2018 в категории Visitor Attraction в Амстердаме.

Командой парка был создан интерактивный археологический музей, рассказывающий об истории с помощью новейших технологий; научно-познавательный биотехнологический центр для проведения экспериментов и популяризации науки. «Зарядье» стало местом, где можно изучать природные процессы с точки зрения биотехнологии, генетики и экологии от общего (на уровне организма) до основы всего живого (на уровне ДНК). На занятиях рассказывают, как использовать науку для выращивания растений в условиях космоса и создать из одной клетки целый организм. Довольно быстро «Зарядье» превратилось в современное образовательное пространство, став центральной площадкой для таких мероприятий, как финал Всероссийской олимпиады школьников и Всероссийский фестиваль науки, который прошел при участии нобелевских лауреатов.

452A0414.jpg
452A9363.jpg

Научно-познавательный биотехнологический центр парка «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)

Одной из приоритетных задач стало создание особого сервиса – Центра гостеприимства, благодаря которому парк с первого дня смог обеспечить информационную поддержку посетителей, а главное, на высоком уровне организовывать экскурсионное сопровождение на восьми языках. Была проведена большая работа по созданию продвинутой медийной платформы, включающей в себя современный многоуровневый сайт с удобной навигацией, мобильное приложение и интерактивные киоски. Для комфортного перемещения по парку была разработана система умной навигации, встроенная в киоски на территории «Зарядья», где можно купить билеты на выставки и посмотреть мультимедийные материалы об истории города на нескольких языках. Все это позволило максимально быстро и доступно рассказать посетителям о новом пространстве и его возможностях, упростить процедуру покупки билета и самостоятельно программировать отдых в парке.

Наличие собственной образовательной и развлекательной инфраструктуры позволило развивать парк не только как важную туристскую доминанту столицы, но и предложить горожанам мотивы для регулярных визитов в уникальный парк в сердце Москвы. За три года работы «Зарядье» посетили 30 миллионов человек, сообщил мэр Сергей Собянин в Instagram.

В первые годы после открытия парк собрал целую коллекцию профессиональных наград. В 2017 году вошел в число победителей и получил премию Building of the Year как один из лучших реализованных проектов года. В 2018 году был отмечен премией портала ArchDaily в номинации «Лучший проект в области общественных пространств». В том же году «Зарядье» вышло в финал Всемирного фестиваля архитектуры и было в числе 100 лучших мест мира по версии журнала Time, а в марте 2019 года получило премию на престижной международной выставке недвижимости в Каннах – впервые за 30 лет проекту из России была дана столь высокая оценка экспертов мирового уровня. 

Бюджетные параметры и финансовая успешность

О «Зарядье» неоднократно говорили как о первом за 50 лет крупном общественном парке в Москве, хотя в городе появлялись крупные парки и в начале 2000-х. Значение пространства, созданного у стен Кремля, относится к совершенно другому масштабу. «Зарядье» не является парком в традиционном понимании, хотя слово «парк» фигурирует в его названии. Это новый тип общественного пространства, направленного на удовлетворение различных запросов пользователей.

Стоимость проекта – 14 миллиардов рублей. Парк создавался за счет городского бюджета. Генеральным подрядчиком выступила компания «АО «Мосинжпроект», подведомственная организация Департамента строительства города Москвы. Первоначально в 2014-2016 годах бюджет на строительство парка и благоустройство прилегающих территорий оценивались в 5,08 миллиарда рублей ($101,5 миллиона), однако уже в 2014 году бюджет проекта вырос до 12,8 миллиарда рублей ($223,9 миллиона). Дополнительные вложения потребовались на демонтаж стилобатных укреплений, сохранившихся со времен гостиницы «Россия». Часть этих конструкций сохранили и преобразовали для создания искусственного климата в парке. Работы, связанные с созданием контента для мультимедийных экспозиций, музейных пространств, образовательного кластера, выполнялись заказчиком в лице ГАУК города Москвы «Парк «Зарядье» – учреждения, подведомственного Департаменту культуры Москвы.

Общая площадь новой застройки составляет около 50 тысяч квадратных метров. Итоговая стоимость реализации проекта составила 14 миллиардов рублей (280 тысяч рублей/кв.м). С технологической и ландшафтной точек зрения парк фактически является садом на крыше крупного культурного центра. Большая часть инженерной инфраструктуры расположена под землей, что удорожает ее эксплуатацию. Таким образом, несмотря на компактность территории застройки, инвестиционная стоимость проекта соответствует уровню сложности инженерных решений, большого объема уникальных ландшафтных решений. В перечень основных операционных затрат парка входят оплата труда, коммунальных услуг, налогов, охраны и содержания территории.

По словам Павла Трехлеба, в первые два года удалось выйти на уровень, при котором порядка 40% текущих затрат покрывались внебюджетными доходами. Доход «Зарядье» получает с продажи билетов на посещение мультимедийных шоу, выставок и музейных пространств, а также с мастер-классов образовательной платформы, продажи сувениров, оказания услуг паркинга. Это позволяет обеспечивать достойные зарплаты сотрудникам, финансировать разработку программ развития парка, планировать выставочную деятельность и мероприятия.

Для оценки коммерческой эффективности парка необходимо помнить, что общественное пространство выполняет важную социальную функцию. «Зарядье», включая главные видовые объекты и павильоны, бесплатно для посещения круглый год, кроме отдельных сервисов. Большая часть культурных услуг предоставляется безвозмездно – к ним относятся образовательные и лекционные программы, многие выставочные проекты и культурно-массовые события.

452A1092.jpg
Парк «Зарядье» (источник: пресс-служба парка «Зарядье»)

Аналитическая оценка проекта 

«Зарядье» – важный кейс для городского планирования по нескольким причинам. Во-первых, это переход к концепции «город для людей» в российской практике. Строительство парка вместо коммерческого или ведомственного объекта в центре города – правильная расстановка приоритетов в пользу тех, для кого он изменяется. В пользу жителей. Успех проекта с точки зрения принятия градостроительных решений подтверждается общественным спросом на новое пространство.

Во-вторых, «Зарядье» – проект, над которым трудились, с одной стороны, иностранные эксперты, лидеры в области архитектуры и современного ландшафтного проектирования, с другой – российские специалисты, которые адаптировали новаторские решения американских коллег с учетом российской нормативной практики, а также взяли на себя разработку функционального и коммерческого наполнения нового пространства. Успех совместной работы подтвержден не только положительными отзывами посетителей, но и множеством международных наград.

В-третьих, парк «Зарядье» – пример успешной коммуникационной стратегии консорциума разработчиков. Петр Кудрявцев отмечает, что немногие проекты проходят путь от утверждения до реализации без изменений, а «Зарядью» удалось сохранить все ключевые особенности изначальной идеи. За полгода до открытия международный консорциум занялся имиджем парка, привлекая иностранных специалистов по городскому планированию и коммуникациям, а также зарубежных журналистов – для объективной оценки проекта. Очень важно отстаивать каждую деталь своего проекта и правильно продвигать концепцию. После открытия парка было много положительных рецензий, в том числе в известных международных СМИ.

В-четвертых, «Зарядье» стало бенчмарком в российской практике создания общественных пространств. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил значение проекта на фестивале «Зодчество» в 2018 году, назвав его «эффектом «Зарядья». Подход к проектированию парка и его наполнение стали ориентирами для новых городских пространств. Например, парк «Краснодар» был создан командой архитекторов из Германии, он ориентирован на пешеходов и учитывает климатические особенности города. Для реконструкции парка Гагарина в Симферополе собираются привлечь независимые бюро через конкурсный механизм. Специалистов, создававших «Зарядье», приглашают в проектные команды в регионы России, идет обмен опытом и идеями. 


DSC_8793.JPG

Посетители парка отдыхают под «Стеклянной корой» (Фотограф Илья Иванов)

Взгляд изнутри

«Парк «Зарядье» стал новой планкой качества и вызовом, который был брошен и мне лично, и городу, и всей стране. Он стал отличным примером того, каких результатов помогают добиться архитектурные конкурсы. Этот знаковый для города объект, один из самых посещаемых в Москве, стал результатом колоссальных усилий всей работавшей над ним команды, признаком ее высокого профессионализма и образцом качественной современной архитектуры. Уверен, что он продолжит радовать своих гостей и останется символом современной качественной и красивой среды»,отметил Сергей Кузнецов.

«Реализация такого проекта в России – это главная победа для планировщиков. Помимо сложностей с проведением конкурса и финансированием работы иностранных специалистов, команда сталкивалась с регулярными техническими доработками, вызванными охранными зонами, системой безопасности, археологическим наследием. В ходе работы над проектом были изменены отдельные технические решения, но основные планировочные удалось сохранить в неизменном виде, несмотря на неоднократные попытки внести существенные изменения в проект по разным причинам. Некоторые вещи даже удалось улучшить: «Парящий мост» изначально опирался на нижнюю набережную, но потом удалось придумать безопорную конструкцию. Ради реализации новых идей и авторского подхода к преобразованию городской среды можно пойти на риски и отказаться от типовых решений по развитию городов», – подчеркнул Петр Кудрявцев.

«Край парка сохранил романтизированную историческую застройку, но в основе была идея климатического разнообразия. Речь идет о фрагментарном экспонировании исторических объектов: были созданы экспозиции, продолжил работать Английский Двор, отреставрированы Палаты бояр Романовых, храмы Знаменского монастыря, другие храмы на Варварке. Это нормальный компромисс и возможное сочетание. Понятно, что идея реконструкции квартала не обсуждалась, да и вряд ли она возможна и целесообразна. Надо понимать, что при наличии стилобатной части гостиницы «Россия» создание археологического парка на территории едва ли представлялось возможным», – прокомментировал Леонид Кондрашев.

«Парк «Зарядье», созданный в историческом центре города и ставший его органичной частью, был одним из самых ярких градостроительных решений, позитивно сказавшихся на имидже Москвы, ее туристской привлекательности. Этот уникальный объект выделяется даже на фоне масштабных строек столицы. Благодаря современным решениям, сочетающим в себе технологичность и невероятную визуальную красоту, он является настоящим ландшафтным и культурным шедевром. За считаные годы площадка стала одним из ключевых символов Москвы, и уже можно утверждать, что она станет символом своего времени»,заверил Павел Трехлеб.

Благодарим за помощь в подготовке материала Сергея Кузнецова, Петра Кудрявцева, Леонида Кондрашева, Павла Трехлеба, Марию Ульянову, пресс-службу парка «Зарядье».

 Материал подготовлен Креативной лабораторией «Территория дизайна»